0
1047
Газета Регионы России Интернет-версия

17.02.2003 00:00:00

"Наивный сектор" российского бизнеса

Тэги: бизнес, предриниматель, чиновник


Главной проблемой для малого бизнеса в России остаются разные правила игры, которые определяют местные власти. До сих пор государство не установило для муниципальных образований общих принципов регулирования в сфере малого предпринимательства. Недавно первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин заявил, что в верхней палате начали готовить концепцию законотворческой поддержки малого и среднего бизнеса на этот год. Этим займется рабочая группа Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства Совета Федерации, первое заседание которого намечено на 27 февраля. А малый бизнес уже встал на путь вымирания.

Недавно в Кузбассе разразился скандал. На одной из центральных магистралей Кемерова около тысячи предпринимателей перекрыли движение. Отчаянная мера была вызвана 50-процентным повышением цен на торговые места на близлежащем рынке. ЗАО "Творец-Х", арендующее территорию рынка у городских властей, без объяснения причин увеличило плату. Знаменательно, что мэр Кемерова Владимир Михайлов вяло отреагировал на претензии торговцев, ограничившись советом заключить договоры с арендатором рынка. На следующий день пикетчики на встрече с представителями "Творца-Х", в которой участвовали чиновники городской и областной администраций, приняли решение подготовить проект договора.

Симптоматичность вялой реакции властей на проблемы малого бизнеса скорее всего заключается в том, что по большому счету власть не видит необходимости развивать этот сектор бизнеса. Как заметил нашему томскому корреспонденту один из чиновников: "К нам за помощью приходят самые наивные. Кто должен был стать предпринимателем, тот им уже стал". По данным "НГ", малый бизнес на Урале не развивается с середины 90-х годов. Причины в позиции мэра Аркадия Чернецкого, заявившего на съезде представителей малого предпринимательства, что у малого бизнеса свои интересы, у бюджета - свои. При этом екатеринбургские чиновники все же вынуждены считаться с малыми предприятиями как с источником поступления бюджетных средств. Иначе чем объяснить постоянно меняющиеся правила игры: рост ставок единого налога на вмененный доход, потом их отмена, резкий рост арендной платы, которую планировалось поднять уже с нынешнего января аж на 50 процентов? В Новосибирске год назад, увеличивая ставки арендной платы, записали муниципальные аптеки в одну строку с казино и ресторанами.

Непростая ситуация сложилась в Ростовской области.

Главное контрольное управление Ростовской обладминистрации провело анализ действующего в ряде муниципальных образований порядка учета объектов розничной торговли и ситуации с выдачей разрешений. Нормативного или рекомендательного документа, который определял бы общие принципы для всех муниципальных образований, нет ни на федеральном, ни на областном уровнях. Поэтому порядок получения разрешений на открытие предприятий в ряде муниципалитетов имеет различия. Так, в городах Ростове, Гуково, Донецке определена уведомительная форма учета предприятий розничной торговли. В Азове, Звереве, Таганроге, Шахтах, Сальске сведения о хозяйствующих субъектах, ведущих торговую деятельность, вносятся сотрудниками торгового отдела на основании представленного пакета документов. Значительно отличается порядок оформления разрешений на право торговли в городах Зверево и Таганроге, где основание для его выдачи - обследование объекта торговли и сферы услуг сотрудниками отдела торговли. При этом критерии обследования не регламентированы, что позволяет чиновникам субъективно подходить к выдаче разрешений. Значительно варьируется в городах срок действия разрешений. Так, в Ростове-на-Дону, Звереве и Батайске срок действия разрешения до одного года. В Азове, Гуково, Сальске, срок - год и более. В Новошахтинске - три месяца.

По сведениям "НГ", в городах области имеются различия в пакете документов, которые требуются для получения разрешения на торговое предприятие. Так, например, в Ростове, Батайске и Донецке надо получить четыре документа, в остальных городах - до восьми заключений. Более того, в Гуково, Азове, Шахтах и Сальске необходимо пройти согласование ассортимента продукции, которой собирается торговать предприниматель, что явно является нарушением законодательства о конкуренции.

Административные барьеры - самая настоящая беда для малого бизнеса в регионах. В строительной сфере Новосибирска сроки получения разрешительной документации постоянно увеличиваются. Но новое строительство при этом не прекращается. Предприниматели давно плюнули на справедливость и решают свои проблемы через вопрос - сколько. По нашим данным, в Карелии успех в бизнесе во многом зависит от близости к власти. Не зря из 60 мандатов городского Совета Петрозаводска треть контролирует местная бизнес-элита. А в Томске, например, тормозом развития малого бизнеса считают городскую Думу. Подготовленную в мэрии программу поддержки малого предпринимательства, которая при этом была согласована с ассоциациями предпринимателей, Гордума отвергла.

Тем не менее местные власти проявляют постоянный и разносторонний интерес к малому бизнесу. С одной стороны, правительство постоянно говорит о малом предпринимательстве как опоре отечественной экономики, поэтому не заниматься им на местах нельзя. С другой - "малый сектор" экономики является одновременно источником поступления бюджетных средств и кормушкой для местного чиновничества, порой приобретающей уродливые формы. По некоторой информации, исполняющий обязанности мэра города Березовского (Кемеровская область) заявил, что предприниматели должны перечислить по 23 тысячи рублей с каждого работающего на спонсорскую помощь. Но любопытно в этом случае другое. Местные власти плохо владеют информацией о состоянии дел в этом секторе.

В Новосибирской мэрии автора этих строк сначала прогнали через несколько телефонов, а закончилось все - налоговой инспекцией. Поэтому долю, которую получает новосибирский городской бюджет от малого бизнеса, установить очень сложно. В Смоленске такого рода информацию можно получить только путем официального запроса и на платной основе. Наш томский корреспондент также не сумел получить у властей по этому поводу внятной информации. Оказывается, томские власти два года пытались выяснить, какую долю "вносит" малый бизнес в бюджет города. Но так и не выяснили. То же можно сказать о Петрозаводске, Смоленске, Самаре. По словам руководителя департамента финансов администрации Самары Татьяны Величко, отдельная статистика по доле малого бизнеса в формировании бюджета города не учитывается. Нет такого учета и в налоговой инспекции. Картина примерно везде одинаковая за небольшими исключениями. Хотя, по косвенным данным, в большинстве крупных российских городов доля малого бизнеса в формировании местных бюджетов составляет до 20 процентов. Поэтому не считаться с этим нельзя.

Отсутствие у местных властей ясного представления о состоянии дел в малом бизнесе препятствует выстраиванию взаимоотношений, учету при планировании бюджета, распределению муниципальных заказов┘ Кстати, о последнем.

Система муниципальных заказов могла бы стать реальным рычагом помощи малому бизнесу. Однако не везде закупки для городских нужд проводятся так, как это определено законом, - открыто и гласно. В Ектеринбурге, например, можно сказать, муниципальных заказов просто нет. Во всяком случае, представители малого предпринимательства плохо представляют, как они распределяются. В Петрозаводске госзаказ невыгоден, поскольку он обслуживается, как правило, с отсрочкой платежа. Не так давно мэра Новосибирска Владимира Городецкого спрашивали, каким образом одна из фирм, которую в недалеком прошлом возглавлял нынешний вице-мэр Виктор Литуев, получила муниципальный заказ. Мэр отделался стандартным ответом. На уровне Новосибирской области госзаказ вообще представляется сплошным нарушением закона. Он проводится на электронной площадке, сервер которой расположен в Москве. Бизнесмены, участвовавшие в электронных торгах, утверждают, что время окончания торгов на сервере не фиксируется. Поэтому зачастую "победители" вдруг узнают, что выигрыш достался конкуренту. Лишь в Самаре ситуация отличается от обычной. В муниципальном заказе участвует до 80 процентов малых предприятий.

Палитра малого бизнеса в России настолько разнообразна, что сразу не разберешь, каких красок в ней больше. Скажем, в Кузбассе с 1 января был отменен пятипроцентный налог с продаж. Взамен некоторые муниципальные власти сразу же ввели ряд местных сборов. В Кемерове было решено обложить предпринимателей сразу четырьмя "налогами" - за уборку территории, за право торговли, за перепродажу вычислительной техники и автомобилей, а также за открытие игорного заведения. Кузбасские власти посчитали, что "перераспределение" налогового бремени даст бюджетам поступления, раз в шесть превышающие доход от налога с продаж. Вместе с тем налоговая нагрузка на малые предприятия уже начала возрастать. По словам кемеровских бизнесменов, введение единого налога на вмененный доход увеличит отчисления по налогу минимум в полтора, максимум в пять раз против прежних. А в конце прошлого года начальник управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам Анатолий Мельниченко утверждал, что новый порядок налогообложения малого бизнеса, который будет введен с 1 января нынешнего года, примерно в 2-3 раза снизит налоговую нагрузку на малые предприятия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
274
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
352
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
281
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
240

Другие новости