0
3188
Газета Регионы России Интернет-версия

01.12.2003 00:00:00

Море сокровищ

Тэги: калиниград, сокровища, поиски


калиниград, сокровища, поиски Возможно, что карта затопленных кораблей, подготовленная гидрографами ВМФ России, является настоящей картой сокровищ.

За последние годы профессия кладоискателя, которой нет в каталоге специальностей российского Минтруда, стала одной из самых распространенных в Калининградской области. Это во многом связано с тем, что за семь с половиной веков своего существования этот регион превратился фактически в перевалочную базу награбленного в ходе многочисленных войн имущества. К тому же историческое наследие края слишком мало изучено, а до распада Союза сама Калининградская область была закрыта для посещения иностранцами.

Анклав утерянных ценностей

Сегодня по выходным дням в Калининграде, возле Дома рыбаков, собираются польские, немецкие и отечественные коллекционеры, историки, археологи, которые ищут партнеров (в основном финансовых) для проведения новых раскопок на месте старых рыцарских замков, в местах былых суворовских и наполеоновских битв, сражений Первой и Второй мировых войн. Кладоискатели обмениваются найденными там иконами, монетами, серебряной и фарфоровой посудой, а главное, делятся информацией о новых возможных местах захоронений кладов, договариваются о проведении совместных экспедиций. Благо с этой целью для облегчения работы энтузиастов-археологов и их координации при калининградском Управлении культуры областной администрации в конце прошлого века появилась специальная организация - научно-производственный центр по поиску исторических и художественных ценностей и восстановлению исторических и культурных памятников.

Одним из руководителей этого центра вот уже много лет работает историк и писатель-переводчик, а в прошлом сапер полковник Авенир Овсянов. Ему за последние годы удалось разыскать на немецкой и польской земле немало реликвий, включая большую коллекцию монет из музея "Пруссия". По глубокому убеждению Овсянова, и в XXI веке российским, польским и немецким археологам-историкам хватит на Балтике работы на много десятилетий. Ведь по архивным документам Государственного исторического музея, только за годы Второй мировой войны через Восточную Пруссию ведомством Розенберга было вывезено из музеев и церквей Пскова, Новгорода, Ленинградской области, Смоленска, Москвы, Ростова, Киева, Херсона не менее 10 эшелонов церковной утвари, икон, картин, скульптур и просто украшений из золота, серебра, алмазов. Как свидетельствует одиннадцатитомный каталог утраченных ценностей России, в Восточной Пруссии оказалось около 10 тысяч ценнейших экспонатов музейного и церковного имущества, включая картины Айвазовского, Репина, Васнецова. Не говоря уже о Янтарной комнате.

Минувшим летом, как уже писала "НГ", ее искала в Калининграде на месте бывшего Королевского замка группа энтузиастов, финансируемая журналом "Шпигель". К октябрю она докопалась лишь до фундамента, с которого началось строительство первой замковой крепости и Кенигсберга в 1255 году.

В поисках утраченного

Сегодня в Калининграде заговорили о необходимости поиска украденных ценностей из музеев Ленинградской области. При этом, полагают эксперты, необходимо совместными усилиями Польши, Германии перенести поиски с суши на море. Причем делать это надо не на любительском уровне и голом энтузиазме. Добрый знак дал не кто иной, как польский президент Александр Квасьневский летом этого года, наблюдавший с борта ракетного крейсера "Маршал Устинов" учения Балтийского и Северного флотов и подаривший Владимиру Путину архивные чертежи одного из дворцов Царского Села, сделанные одним известным итальянским архитектором. Чертежи эти были вывезены в 41-м году немцами из-под Ленинграда. Как уникальные творения дворцовой архитектуры попали к польскому президенту, остается пока загадкой.

На встрече с российскими журналистами в генеральном консульстве Польши в Калининграде Александр Квасьневский в беседе с корреспондентом "НГ" дал понять, что готов сотрудничать в вопросе поиска утраченных ценностей в годы Второй мировой войны и с научно исследовательским флотом Российской академии наук, и с аварийно-спасательной службой Балтфлота. Там же было заявлено, что между президентами Польши и России достигнута договоренность в прокладке газопровода в Западную Европу по дну Балтийского моря через терводы Польши. Такая же договоренность есть у Путина и с канцлером Германии Герхардом Шредером. Оба политика в знак примирения между Россией и Германией, как сообщалось в прессе, планируют приехать в 2005 году в Янтарный край на празднование 750-летия Кенигсберга.

Соответствующий указ на сей счет подписан президентом России. И нынче к этому знаменательному событию готовятся не только калининградские власти, но и ученые-историки, и даже аквалангисты, развернувшие бурную деятельность в надежде обследовать дно Балтики и побывать на месте гибели любимого корабля Адольфа Гитлера лайнера "Вильгельм Густлов", который потопил советский подводник, командир С-13 Александра Маринеско у берегов Польши.

Кладбище погибших кораблей

- Необходимо на месте гибели "Вильгельма Густлова" на международном уровне совершить акт примирения и осуждения войны, - говорит автор первой в СССР книги о подвиге Маринеско Виктор Геманов, - с приглашением поучаствовать в этом мероприятии оставшихся в живых подводников С-13 и спасшихся после торпедной атаки членов экипажа и пассажиров "Вильгельма Густлова". Сегодня в Германии в живых остались около трехсот человек, в том числе пассажирский помощник капитана лайнера, ныне писатель - Хайнц Шен. В России живы шесть членов экипажа С-13".

При этом Геманов мечтает организовать не только акт осуждения войны между победителями и побежденными, но и обмен награбленных или полученных в виде контрибуции ценностей. Почему проводить такую акцию нужно именно на месте "Густлова"? Прежде всего потому, что это самая крупнейшая морская катастрофа на море, где погибли около 10 тысяч человек, включая 70 экипажей немецких подводных лодок. Каждый из подводников был солдатом, как и Маринеско, и выполнял приказ на войне. А войны, как известно, рождают политики. И сегодня в Европе нужна их добрая воля и коренной пересмотр отношений с Россией, чтобы не допустить новых войн. К тому же затопленные в Балтийском море транспортные корабли с возможными ценностями являются морскими кладбищами. А кладбища на море, как и на суше, нужно приводить в порядок.

Сегодня Балтийское море с самым густонаселенным побережьем является и самым, пожалуй, большим кладбищем морских кораблей в Европе. По архивным документам, за годы Второй мировой войны только Балтийским флотом было потоплено 1205 вражеских боевых кораблей, транспортов, подводных лодок и вспомогательных судов противника. По данным аварийно-спасательной службы ВМФ РФ, поднято со дна Балтики только 613 "единиц". Остальные лежат на дне моря, ржавеют и отравляют окружающую среду. Плюс, конечно же, советские корабли и подводные лодки, которые потопили немцы в годы двух мировых войн.

Конечно, речь не идет о том, что нужно немедленно поднять "Густлов" и все другие суда, лежащие на водолазной глубине на Балтике. Но необходимо знать их состояние. За любым захоронением, пусть даже морским, нужен уход и присмотр, тем более когда политики собрались по дну Балтики прокладывать газопровод из России в Западную Европу. А здесь, как известно, для обеспечения безопасности без подводных исследований состояния дна и лежащих на нем предметов, в том числе и затонувших кораблей, не обойтись. Во избежание повреждения покоящегося на дне ценного имущества, в том числе и экологически опасного при проведении подводных работ, требуется создать специальную международную комиссию, которая способствовала бы не только экологической безопасности, но и возвращению погребенных в ходе войн ценностей их законным владельцам.

Карта сокровищ

На днях в Калининграде Виктор Геманов передал Авениру Овсянову карту с указанием затопленных в Балтийском море у берегов Польши немецких транспортов и боевых кораблей, которые в период с декабря 1944 по апрель 1945 года могли вывозить награбленные исторические ценности из Восточной Пруссии и оказались на дне. Карта эта еще никогда в России не публиковалась в открытой печати и составлена гидрографами Военно-морского флота РФ, позже переквалифицировавшимися в историков. Использовалась в основном военными для служебного пользования. На карте указанны точные координаты 37 затонувших немецких транспортов, покинувших Пиллау (Балтийск) в последние месяцы войны. Кстати, некоторые суда лежат как раз в том месте, где и должна пройти по дну трасса газопровода.

Неподалеку от будущей подводной стройки, на 45-метровой глубине в районе Штольпенбанке покоится и "Вильгельм Густлов". На карте он указан под # 105. По мнению Виктора Геманова, сумевшего добиться присвоения Маринеско звания Героя Советского Союза (только в 1990 году!), и ряда российских историков, ведущих на протяжении последних двух десятилетий поиск Янтарной комнаты, версия нахождения в трюмах лайнера "восьмого чуда света" давно нуждается в тщательной проверке. О том, что на судно в январе 1945 года грузились ящики с некими ценностями, говорят свидетельства очевидцев их тайной погрузки. Заметим также, что за минувшие почти 60 лет специальной подводной техникой трюмы "Вильгельма Густлова" никто не обследовал. На палубу спускались лишь аквалангисты из гданьского студенческого клуба "Рекин" в 60-70-х годах. Но у них не было соответствующего водолазного снаряжения и специальной телевизионной подводной съемочной аппаратуры, так что они не смогли проникнуть в трюмы судна.

Кроме того, Геманов убежден, что необходимо обследовать и другие транспортные суда, указанные на его карте: "Гойя" и "Генерал фон Штойбен". Последний в феврале сорок пятого был потоплен тоже экипажем лодки Маринеско. Как свидетельствуют архивные документы, в августе 1945 года польское правительство обратилось к советскому с просьбой провести подъем 63 судов, затонувших в портах Гдыня, Гданьск и у южного побережья Балтики. Было заключено соглашение, работы по которому выполнялись три года. Было поднято 92 судна общим водоизмещением 413 000 тонн. Но к тому времени имя Маринеско предали забвению, так что отдать приказ на подъем "Густлова" командование ВМФ не решилось.

Картой Геманова заинтересовалась и директор музея Мирового океана Светлана Сивкова. Она собирается к приезду Владимира Путина и Герхарда Шредера в Калининград к 60-летию окончания Второй мировой войны создать экспозицию, рассказывающую о событиях того времени в Восточной Пруссии, и мечтает получить для музея раритеты со дна затонувших на Балтике кораблей. Светлана Сивкова, сумевшая в последние три года приобрести в пользование музея Мирового океана списанные корабли науки "Витязь", "Космонавт Пацаев", а также подводную лодку Б-413, в беседе с корреспондентом "НГ" заявила: "Прежде чем организовать экспедиции и привлекать спонсоров на поиск исторических ценностей, необходимо получить разрешение польских властей. Если оно будет получено, мы рады будем поучаствовать в международной экспедиции "Примирение".

Поляки дают "добро"

Генеральный консул Польши в Калининграде Ярослав Чубиньски в ходе личной встречи обещал корреспонденту "НГ" оказывать всяческое содействие и выразил благодарность за переданную ему карту с указанием затопленных судов у берегов Польской Республики. Командующий Балтфлотом адмирал Владимир Валуев выразил готовность помочь в организации экспедиции на "Вильгельм Густлов", доставив российских участников, ветеранов войны и водолазов к месту гибели лайнера для его обследования. Более конкретно высказался директор Атлантического отделения Института океанологии Академии наук Владимир Пака, который вот давно занимается мониторингом состояния окружающей среды в Балтийском море, в том числе и изучением поведения затопленного химического оружия возле острова Борнхольм.

- Покоящиеся на дне Балтики военные корабли и транспортные суда представляют определенную экологическую опасность, - заявил известный в Европе ученый, - краска, ржавчина, в том числе и от корпусов судов и боеприпасов, вредно воздействуют на окружающую флору и фауну. Наш институт готов оказать помощь. Тем более что такой опыт уже имеется: в 2001 году я работал совместно с польскими океанологами и обнаружил у датского острова Борнхольм большое скопление немецкого химического оружия, которое захоронили, вывезя из советской оккупационной зоны Германии сразу после войны в конце 40-х годов. Чтобы не допустить при прокладке газопровода залпового выброса отравляющих веществ от химических боеприпасов, покоящихся на маршруте от Вольтгаста до Рюгена, необходимы новые исследования. Они должны начаться летом будущего года. К ним сегодня вновь готовится научно-исследовательское судно нашего института "Профессор Штокман". Но оно будет работать, если удастся выиграть конкурс за право исследований на Балтике. Я думаю, что безопасней это делать у южного побережья Польши, где на Штольпенбанке находятся "Густлов" и "Генерал фон Штойбен". Я готов оказать содействие в их обследовании с помощью телевизионной и поисковой аппаратуры с борта "Штокмана", если он начнет свои подводные исследования летом будущего года.

* * *

Одним словом, выходит, обследование дна Балтики - не только международная историческая и политическая задача, но и экологическая. В необходимости ее решения никто уже не сомневается.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
380
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
466
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
146
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
504

Другие новости