0
2408
Газета Регионы России Интернет-версия

10.12.2010 00:00:00

Поиск путей развития ислама в стране

Тэги: россия, ислам, мечеть, терроризм


россия, ислам, мечеть, терроризм Затянувшееся на неопределенный срок строительство Соборной мечети Москвы словно олицетворяет тупик, в котором оказалось развитие ислама в России.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Ислам часто и оправданно называют «второй религией России». В сухих цифрах это выглядит так – в настоящее время в нашей стране насчитывается около 14,5 тыс. православных храмов и 7,2 тыс. мечетей. Второй, но зачастую даже наиболее активной – достаточно сказать, что из числа действующих ныне мечетей 7100 (более 98%) построены после 1991 года. Существуют проблемы развития российской уммы и в том числе – строительство мечетей не только в Казани и Уфе, но и в других крупных городах нашей страны, не являющихся традиционно мусульманскими, с этими процессами зачастую связаны конфликты.

Как отмечает глава Пермского муфтията Мухамедгали Хузин, еще «15 лет тому назад у нас мечетей практически не было в России». Сегодня же их число и число их прихожан многократно выросло, но обнаружилось и много проблем, в том числе связанных с различием в развитии уммы в разных регионах и городах, с контролем за ней со стороны духовных управлений мусульман. По его мнению, череда конфликтов в последние месяцы вокруг празднования мусульманских праздников, отправления обрядов и строительства мечетей в Москве и Санкт-Петербурге связана прежде всего с тем, что духовные управления мусульман в этих городах «фактически самоустранились от той обязанности, которую они на себя возложили. Ведь есть множество городов РФ, города-миллионники Екатеринбург, Пермь, Казань, где эта проблема отсутствует». Исламовед Роман Силантьев также указывает, что «в Перми доля православного населения выше, чем в Москве. Но там же это проходит спокойно. И не только там – и в Самаре, и в Чебоксарах». «А в Москве, – считает он, – это вызывает резко отрицательную реакцию не потому, что к мусульманам относятся в целом плохо, а потому, что конкретные люди, выступающие от их имени, настраивают людей против своей религии своими заявлениями». В качестве примера он указал на недавнюю ситуацию в Текстильщиках, когда протестовавших против строительства мечети «местных жителей многие муфтии и обличенные духовным саном лица обзывали фашистами и экстремистами, призывали бить их палками». При этом ранее на этом же участке земли власти отказали в строительстве православного храма и мечети Уфимского, более умеренного, духовного управления мусульман.

Еще одна и весьма немаловажная проблема в развитии ислама в России – при быстрых в целом темпах строительства мечетей зачастую отсутствуют те, кто в состоянии стать их имамами (настоятелями), помочь мусульманам познать их веру в полной степени, не совратив на путь экстремизма. Зачастую имамами российских мечетей становятся иностранцы, имеющие весьма радикальные и экстремистские взгляды, и, по словам пермского муфтия, такие «мечети вместо мест для молитвы становятся притонами экстремистов, даже террористов». Как наиболее яркий пример Хузин привел ситуацию в своем родном городе, где пост имама центральной Соборной мечети в 1996-2002 годах занимал гражданин Таджикистана Аббос Мирахмедов. В годы его деятельности в Пермской области начали действовать «летние лагеря» ваххабитов для местной молодежи, а сам Мирахмедов в 2005 году был задержан в Таджикистане с оружием в руках как член местного ваххабитского бандформирования. В итоге, по словам Хузина, «многие мечети как раз не то что никакого надзора не осуществляют, а являются центрами подготовки экстремистов-террористов».

В целом, по мнению главы пермского муфтията, «призванные заниматься просветительством, призванные создавать положительный образ ислама и российского мусульманина во всем нашем обществе, ведущие мусульманские организации занимались не той деятельностью все эти годы». Не занималось реально этой деятельностью и государство, которое должно было упорядочить, проконтролировать деятельность российских исламских структур, поддержав его патриотически настроенных деятелей против различных экстремистов. Именно поддержка исламского духовенства, напомнил Роман Силантьев, помогла в XIX веке Российской империи победить Шамиля. Она же могла бы сейчас выступить фактором, «сглаживающим» противоречия в России между представителями различных народов и религий, избежать конфликтов, подобных зеленокумскому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
714
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
829
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
254
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
993

Другие новости