0
1640
Газета Регионы России Интернет-версия

10.02.2012 00:00:00

Мы смогли не потерять поколения

Тэги: образование, школа, демократия, национальный вопрос


образование, школа, демократия, национальный вопрос В якутских школах толерантности учат с самых первых классов.
Фото с сайта www.1sn.ru

В последнее время общественная полемика по пресловутому национальному вопросу все больше носит популистский характер, и проблемы многих российских национальных республик остаются за кадром публичного внимания. Вместе с тем в конце января Владимир Путин опубликовал в «Независимой газете» свое видение национального вопроса, существенно расширив поле для дискуссии. Причем, как выясняется, многое из того, что премьер посчитал важным предложить как новшество в государственном подходе, уже много лет успешно реализуется на уровне отдельных регионов. Например – в Республике Саха (Якутия). Об этом корреспонденту «НГ» Петру МОРДАСОВУ рассказал доктор педагогических наук, автор Концепции развития и обновления национальных школ республики Егор ЖИРКОВ, который стоял у истоков одной из наиболее эффективных региональных систем среднего образования.

– Егор Петрович, многие эксперты сходятся во мнении, что статья Владимира Путина в «НГ» – это декларация новой политики по национальному вопросу. Вы согласны с этой позицией?

– Мне представляется, что взгляды, которые Владимир Владимирович высказал в своей статье, далеко выходят за рамки предвыборного периода. Это позиция лидера России, и за ней стоит выверенное понимание тех процессов, которые происходили и происходят в нашем обществе с начала 90-х годов. В статье обозначена новая, огромная роль образования и воспитания подрастающего поколения – в качестве одного из рецептов гармоничного решения национального вопроса. Такой глубокий подход руководство страны, по моему мнению, демонстрирует впервые за последние 15–20 лет. Я думаю, что после выборов 4 марта государственная политика в образовании получит новое звучание.

– Вы говорите, основываясь на собственном опыте: ведь Якутия первой из национальных республик заложила сбалансированную национальную компоненту в систему образования?

– Да, действительно, часть из того, о чем сегодня говорит председатель правительства, мы уже реализовали в республике. 20 лет назад у нас была разработана и принята Концепция развития и обновления национальных школ, в рамках которой, например, было предусмотрено введение предмета «национальная культура». С начала 90-х мы преподаем в школах культуру русского и якутского народов, культуры народов совместного проживания, мировую культуру.

Причем этот предмет изначально закладывался шире, чем культура в обычном понимании. Определяя цели преподавания, мы прежде всего ориентировались на привитие подрастающим поколениям духовно-нравственных ценностей, особенно через призму семейной и народной педагогики, через знакомство с вековыми традициями народов, проживающих в нашей стране.

– Как получилось, что Якутия первой пошла по этому пути? Как удалось избежать перегибов на фоне «парада суверенитетов»?

– Это новшество в образовании не было ответом на какие-то вызовы, на обострение отношений среди молодежи. Но когда Центр отказался от идеологии в образовании, мы сочли целесообразным сохранить воспитание, притом воспитание через культуру. Нам удалось найти наиболее сбалансированное решение – оно заключалось в паритетном подходе к якутскому и русскому языкам и культурам. И уже тогда мы уделили должное внимание малочисленным народам, поставили себе задачу сохранить то этническое разнообразие, которое представлено в республике. Я считаю, что такой подход позволил нам не потерять поколения. Более того, воспитать в молодежи толерантность и терпимость, подготовить ребят к взрослой жизни в большой многонациональной стране.

– Почему другие национальные республики не последовали за вами?

– Как не последовали? Были инициативы и со стороны других национальных республик. Приезжали изучать наш опыт, регулярно проходили встречи на уровне республиканских руководителей систем образования. Другое дело, что, несмотря на общий настрой, этот тренд не был должным образом воспринят в Москве и не нашел отражения в федеральной политике. Поэтому с началом прошлого десятилетия, когда был взят курс на установление вертикали власти, многие наши достижения оказались под угрозой, и обсуждать эти проблемы по «горизонтали» стало особенно трудно.

– А как «вертикаль» помешала реализации концепции национального образования?

– Не секрет, что на фоне всех тех действительных достижений, которые мы получили от установления «вертикали» – политической стабильности, экономического развития, – в некоторых сферах, в частности в образовании, новый подход принес множество проблем. Особенно в национальных республиках были случаи, когда служебное рвение надзорных органов по буквальному приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным шло вопреки здравому смыслу.

– А в чем, например, были несоответствия?

– Один из таких случаев: по якутскому языку, по языкам коренных северных народов, которых нигде, кроме Якутии, нет, мы сами устанавливаем требования к условиям и результатам обучения, к содержанию этих предметов. Мы понимаем, что, фиксируя свои требования по предметам, которые нигде, кроме республики, не преподаются, мы как раз устанавливаем национально-региональную компоненту, предусмотренную нынешним законодательством. Однако прокуратура трактует закон по-своему: якобы эти требования тоже должна дать Москва. А пока Москва не дала четких стандартов – вы не имеете права преподавать. Я очень рассчитываю, что после публикации совершенно четкой позиции по этому вопросу Владимира Путина подобные нападки со стороны надзорных органов прекратятся.

– У нас с вами очень своевременный разговор: в текущем году Якутия отметит 380-летие вхождения в состав России. Как вы думаете, можно считать этот юбилей для республики действительно народным?

– Уверен, да. Возвращаясь к статье Владимира Путина, нужно отметить, что несомненное преимущество России – это уникальное этническое многообразие, которое собрано вокруг единого ядра – русского народа и его культуры. Роль русской культуры нельзя недооценивать – к ней надо относиться с уважением и вниманием, обогащаться, дополняя национальными культурами. Именно этот подход мы и заложили в образовательные программы. В качестве примера: тот же Лев Толстой, который был не только классиком русской литературы, но являлся и духовным лидером русского народа. Но это его качество слабо раскрывается на уроках русской литературы. А в предмете «национальная культура» мы изучаем его именно в такой плоскости. И не только его: ученики школ Якутии знакомятся с ярчайшими персонами русской культуры от преподобного Сергия Радонежского до Николая Рериха.

– Республика Саха традиционно славится высоким уровнем образования, выпускники якутских школ успешно поступают в ведущие вузы страны. Якутия более представлена в столичных вузах, чем любой другой регион Дальнего Востока. Как вам удалось стимулировать такой интерес к качественному образованию?

– Мы очень вовремя предугадали те проблемы, которые появятся на пути учащихся в постсоветской России. Было очевидно, что сильно подорожает транспорт и что рано или поздно Россия установит платное высшее образование. Именно поэтому еще в начале 90-х мы создали Департамент по подготовке кадров в вузах Центра, Сибири и Дальнего Востока России. Республиканским правительством были заключены договоры с ведущими вузами страны. Причем конкурс на эти образовательные «путевки» у нас достигал 50 человек на место, до сих пор практикуются и выездные олимпиадные приемные комиссии в целях обеспечения доступности в реализации права выбора вуза детей из малообеспеченных семей. Оплачивались образование, авиабилет раз в год в оба конца и даже выплачивалась разница между якутской стипендией и стипендией в центральных вузах. Вот так с начала 90-х и до сегодняшнего дня ежегодно от 3 до 4 тысяч молодых и способных людей обучаются за счет республики. И это самые выгодные инвестиции в будущее Якутии.

Возвращаясь к сказанному, хочу особенно подчеркнуть, что невозможно построить сильное государство, если в нем есть неразрешенные национальные противоречия. То, как Владимир Путин видит роль национальной культуры и духовности в воспитании школьников, – это без сомнения новая политика, это создание глубинной платформы для национального согласия и гармонии. И в этом мы видим залог сильного будущего нашего многонационального государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Анастасия Башкатова

Чтобы автопарк омолаживался, в стране должно продаваться 2–5 миллионов новых машин в год

0
663
Растущие зарплаты не помогают россиянам тратить больше

Растущие зарплаты не помогают россиянам тратить больше

Ольга Соловьева

У населения остается все меньше свободных денег после обязательных платежей

0
531
Антимигрантскую тему поставили на подогрев

Антимигрантскую тему поставили на подогрев

Иван Родин

Госдума и МВД обещают сложную жизнь теперь и новоиспеченным гражданам РФ

0
487
Путин и Шойгу отработали в формате «БРИКС минус»

Путин и Шойгу отработали в формате «БРИКС минус»

Иван Родин

Президенту РФ публично напомнил об Украине только представитель Индии

0
581

Другие новости