В конце прошлой недели в Калининградской области Дмитрий Медведев провел совещание созданной год назад рабочей группы кабмина по проблемам развития региона, посетовал на отставание уровня жизни ее обитателей от соседей, а также похвалил областной центр за опрятность и решение проблемы с очередями в детские сады. Завершился визит традиционным предвыборным выступлением перед активом ЕР, собранным в музее Мирового океана.
За этим событийным рядом скрывается основная проблема, от решения которой зависит судьба региональной экономики. Речь идет об отмене таможенных льгот Калининградской Особой экономической зоны (ОЭЗ) с 1 апреля 2016 года. Когда десять лет назад было заявлено об этой мере, предполагалось, что стратегические инвесторы легко возьмут на буксир местный хозяйственный комплекс и обеспечат его развитие на ближайшие полвека. О двух кризисах, которые распугают владельцев капиталов, тогда никто и не подозревал. В итоге уже к 2013 году стал вырисовываться другой сценарий развития событий «после 1 апреля 2016 года». Он предусматривал закрытие чуть ли не трети калининградских предприятий (таможенными льготами пользуется 800 из 2,5 тыс. заводов и фабрик российской Прибалтики), залповое увольнение 20-30 тыс. сотрудников и прочие страсти.
Федеральный Центр был впечатлен подобными перспективами не меньше, чем региональные политики, докладывавшие о них. В итоге было решено пойти на беспрецедентные меры: с 2016 по 2020 год хозяйствующим субъектам Калининградской области, ранее пользовавшимися таможенными льготами, госказна должна предоставлять ежегодную субсидию в сумме 65 млрд руб. Это составляет пятую часть валового регионального продукта. Получатели помощи в обмен обязуются сохранять в «доапрельском» объеме численность персонала и его зарплату.
Но принятие политического решения на самом высоком уровне никак не сказалось на неторопливой работе отечественного бюрократического аппарата. За пять недель до «дня Х» для калининградской экономики выяснилось, что значительная часть документов ведомственного уровня, которые должны были запустить механизм распределения компенсаций, так и не готовы. В частности, речь идет о главном акте – распоряжении Федеральной таможенной службы. Губернатор Николай Цуканов откровенно оценил перспективы экономики на подведомственной ему территории в том случае, если согласование проекта затянется позже 1 апреля, заявив премьеру: «Это будет коллапс». Серьезность ситуации, порожденной волокитой, признал и Дмитрий Медведев. Премьер возмутился скоростью подготовки и согласования соответствующих проектов. Было обещано, что если этот процесс на днях не приобретет ускорения, то заканчивать бюрократический аврал будут «другие люди».
Социологи по заказу властей уже поспешили на всякий случай замерить уровень протестной активности в регионе и бодро отрапортовали о его скромном потенциале. Местные наблюдатели скептически оценивают подобные заявления. Накануне серии массовых митингов зимы 2009-2010 годов в ходу были аналогичные оценки, которые не помешали выходу на Замковую гору Калининграда 12-13 тыс. недовольных.
Калининград