0
1475
Газета Антракт Интернет-версия

15.03.2002 00:00:00

Можно ли обвести лошадь вокруг копыта?

Тэги: петушкова, конный спорт


- Елена Владимировна, возможны ли скандалы, которые произошли на зимней Олимпиаде, на будущих летних играх в 2004 году?

- Естественно, возможны. Хотя назвать конную выездку аналогом фигурного катания нельзя: у нас меньшее количество судей. В нашей международной Федерации конного спорта немного другие традиции, и пока что ничего даже близкого к инцидентам зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити не было. Хотя, когда между Германией и Голландией шла острая борьба (исторически там сложились сильные школы верховой езды), со стороны прессы слышалась очень острая критика в адрес судей. Хотя замечу: нередко журналисты, критикующие выездку, плохо разбираются в том, какая оценка выставляется за исполнение определенного элемента в выездке. Безусловно, субъективное мнение судьи всегда будет подвергаться критике со стороны прессы. Раньше, когда мы могли составлять конкуренцию спортсменам Германии, проблема судейства еще сохраняла актуальность. Сейчас, когда перед нами стоит задача - лишь бы пробиться на Олимпиаду, эта проблема не играет роли.

- Кого в конном спорте проверяют на допинг - лошадей или всадников?

- Раньше всадников не проверяли вообще, стали проверять только с этого года. А лошадей проверяли выборочно на протяжении последних нескольких десятилетий.

- И кто-нибудь попадался на допинге?

- Каждый год на крупных соревнованиях в крови и биологических жидкостях лошади обнаруживается какая-либо добавка, которая расценивается как допинг. Но нужно учесть, что давление "зеленых" и ветеринаров делают нормы допинг-контроля более жесткими, чем для людей.

- Что такое для вас лошади?

- Лошади - прекрасные, благородные создания. Человек, способный чувствовать красоту, не может оставаться к ним равнодушным. Джек Лондон писал, что нет такого преступления, на которое не пошел бы мужчина ради женщины, лошади и собаки. Сказано чересчур сильно, но зерно истины в этом есть. Для удовлетворения этой тяги иному человеку, приобщенному к миру "лошадников", необязательно иметь свою лошадь или участвовать в соревнованиях. Ему достаточно жить в этой атмосфере, дышать этим воздухом, и он будет счастлив. Преданность конника лошадям и всему, с ними связанному, можно сравнить с преданностью моряков морю и летчиков небу.

- Можно ли научить человека понимать лошадь?

- Очень трудно, и не знаю, можно ли вообще этому научить. Способность к почти телепатическому контакту с животным должна быть от природы, а индивидуальный опыт лишь развивает ее. Недаром про особенно способных всадников говорят: "Он с чутьем".

- Как рано вы почувствовали интерес к спорту?

- Я не питала особой склонности к спорту. Росла робкой домашней девочкой, несмотря на старания мамы сделать меня деятельной, независимой, умеющей давать сдачи. Помню себя в подъезде нашего дома в Старопименовском переулке, у пыльного окна. Мама отправляла меня гулять, а я осмеливалась выйти во двор, лишь когда не было риска столкнуться с мальчишками - существами другой породы, непонятными, шумными и опасными, которые при случае могут расквасить тебе нос или отобрать санки. Меня привлекали серьезные, "взрослые" книги и в то же время Майн Рид, Фенимор Купер, Дюма. Мне хотелось уметь стрелять, фехтовать, ездить на лошади. Так называемые чисто женские занятия - шитье, вышивание, вязание на спицах - меня никогда не притягивали и до сих пор вызывают раздражение, хотя я не принадлежу к нетерпеливым натурам. И все же... я играла гаммы на рояле, получала, начиная с первого класса, похвальные грамоты и скрывалась от шумного мира в подъезде.

- Как же вы пришли к лошадям?

- Я училась в девятом классе, когда увидела на улице объявление о том, что в Сокольниках организуется прокат лошадей. Мой опыт верховой езды ограничивался осликом в зоопарке, который бегал по кругу. Первой загорелась мама: "Давай ездить вместе!" - и за маминой спиной я, естественно, почувствовала себя спокойнее. Публика собралась разная - не только мальчишки, но и девчонки, и взрослые тоже. В нашей группе был инженер, гримерша с "Мосфильма", был слесарь - он пришел с сыном, его звали Гена Самоседенко. Впоследствии он стал членом сборной страны по преодолению препятствий. Вышел тренер, вынес большой фанерный лист с кличками прокатных лошадей. Эти клички показались мне странными, экзотическими. Я не знала тогда, что в имени лошади должна быть первая буква имени отца и первая буква имели матери. Например, Пепел звался так (хотя был не серым, не пепельным, а вороным), потому что его отец - Пилигрим, мать - Полынь, Абакан - от Абсента и Алупки. В тот первый раз, как я уже говорила, мне достался караковый кабардинский конь Избыток, и я неожиданно для себя поймала ритм его рыси. Прокатные лошади - существа особого рода, опытнейшие и хитрейшие создания. За долгие годы общения с людьми они обстоятельно изучили "гомо сапиенс" и не без оснований пришли к выводу, что обвести его вокруг пальца - ну, скажем, вокруг копыта - дело довольно простое. Как только в седло садится человек, берущий с особым шиком поводья и хлыст, лошадь уже знает, с кем имеет дело. Если его наигранная уверенность - только поза, если это новичок, то будьте спокойны: через несколько минут вид у него будет жалкий. Он пытается заставить лошадь перейти из шага в галоп, но ей этого страшно не хочется. Он дергает повод, бьет ее пятками, хлыстом, кричит - лошадь неподвижна. Она не нервничает, она чувствует себя хозяйкой положения. Стоит себе в центре манежа, пока тренер не хлопнет бичом. Тогда все прокатные лошади бросаются в стороны, делая вид, что ужасно испуганы, и новички сыплются с них, точно спелые груши.

- Вы, как известно, стали заниматься выездкой. Что это такое?

- Выездкой мне предложил заниматься один из тренеров нашего клуба - Владимир Афанасьевич Васильев. Выездку, или высшую школу верховой езды, можно назвать фигурной ездой на лошади. На площадке размером 60х20 метров всадники в течение 10-12 минут выполняют около 30 различных фигур обязательной программы. Виды соревнований - Малый приз, или Сан-Георг, Средний и Большой (Олимпийский) призы. Наиболее сложные элементы - смена ног на галопе (чаще мы говорим "менка ног"), пассаж и пиаффе. Менка очень красива, дословный перевод этого термина с английского "летящая смена ног", и когда лошадь попеременно идет то с правой, то с левой ноги, перебирая ими на весу, чередуя выпады в тот момент, когда она уже оттолкнулась от земли, это действительно создает ощущение полета. Пассаж, как сказано в международных правилах, высокая укороченная рысь, при которой лошадь словно зависает в воздухе. Пассаж многие видели в цирке, это один из любимых элементов, исполняющийся под "яблочко" или "барыню". А пиаффе - пассаж на месте. Лишь несколько десятков лошадей в мире обучены правильно выполнять эти элементы.

Итак, мне досталась арабская кобылка Капля. Она была своенравным, капризным чертенком, с тонкими черными ножками в белых носочках. Любимым ее развлечением было изображать, что она чего-то боится - кур, которые бегали по двору, клочка газеты, уносимого ветром. От всего она норовила шарахнуться. Я до сих пор не могу точно утверждать, что было притворством, а что - подлинной робостью. Позже я узнала, что лошади плохо видят и потому бурно реагируют на любой предмет необычной формы, неожиданно оказавшийся в их поле зрения, будь то предохраняющий от солнца зонтик, под которым сидит судья, или чей-то пестрый плащ. Важно, чтобы лошадь доверяла всаднику, тогда таких неожиданностей будет меньше. Но полное доверие тоже порой чревато неприятностями. Пепел, с которым связана большая часть моей жизни в спорте, настолько привык полагаться на меня, что, когда мы выезжали на прогулку в лес, совершенно не смотрел под ноги и спотыкался о каждый корень.

Между прочим, как-то нам с Каплей пришлось быть актрисами. В Москве был впервые организован мюзик-холл, и для программы "Когда зажигаются звезды" понадобилась лошадь. К нам в клуб (где я уже занималась) обратились с этой просьбой, сказав, что, если лошадь сможет немного потанцевать, будет неплохо, а еще лучше, если в придачу к ней дадут всадника. Программу вели известные эстрадные актеры Лев Миров и Марк Новицкий. Они играли в "живые шахматы". Миров, естественно, проигрывал и в запальчивости кричал: "Дайте мне коня, и я выиграю!" Неожиданно ему выводили живого коня - мою тогдашнюю темно-шоколадную кобылку Каплю с крупом, расчесанным в виде шахматной доски (эти шашечки делаются просто: мокрой расческой надо водить по шерсти в двух противоположных направлениях). Дальше следовала забавная сцена, потом Миров подставлял к лошади стул, залезал в седло и удалялся скрючившись, но торжествуя победу. Потом объявляли: "Высшая школа верховой езды! Выступает студентка МГУ Елена Петушкова". Капля исправно совершала пару пируэтов, менку ног и пассаж, а у меня над прической "конский хвост" колыхался огромный голубой бант - такое было режиссерское решение. Мои "гастроли" продолжались девять дней. Дальше начались занятия, мюзик-холл уехал, а программа ничего не потеряла: в других городах Мирову выводили местного упряжного сивку. Я до сих пор храню номер журнала "Цирк" с рецензией, в которой написано: "Спортсменка, наверное, не худо действует в манеже конно-спортивной школы, но на сцене выглядит неинтересно".

- Как вам достался знаменитый Пепел?

- Как-то осенью я с курсом уехала на картошку. Каплю же в мое отсутствие стали отдавать в прокат - перспективной лошадью ее все-таки не считали. Я уже говорила о хитростях опытных прокатных лошадей, моя же Капля была спортсменкой, она добросовестно бегала по нескольку часов в день. А легкие у нее и раньше были слабые. Когда я вернулась, кашляла она непрерывно - нажила эмфизему легких. Это заболевание не угрожает лошадиной жизни, но препятствует занятиям спортом. Пришлось отправить Каплю на лошадиный завод, а я осталась без лошади.

Чистопородный вороной Пепел, сын Пилигрима, считавшегося эталоном породы, первоначально предназначался для троеборья, он был отличным прыгуном. Но у него обнаружилось бельмо на левом глазу - видимо, уколол чем-то глаз, когда был жеребенком. Те, кто этого не знал, думали, что левый у Пепла просто голубой. Он видел им, но лишь краем, и выступать, конечно, не мог. Пепел был натурой гордой и независимой. Пепел - личность. Возможно, выражение "личность лошади" кое для кого прозвучит парадоксом. Но это для тех, кто не близок к животным. "Собачник" же воспримет эти слова естественно, даже пожмет плечами: "Можно ли считать иначе?" Что же такое, однако, личность лошади? Нрав, характер, темперамент. Ум - точнее, способность к восприятию. Лошади очень памятливые - и на добро и на зло. Особенно на зло. Сразу и надолго лошадь запомнит человека, проявившего к ней необоснованную жестокость, и отомстит когда-нибудь. На наказание, даже справедливое, может обидеться, несколько дней "не разговаривать" - не откликаться на голос, и кусок черного хлеба хотя и возьмет из рук (соблазн велик!), но с неохотным видом.

- Как вам жилось в большом спорте?

- После 1964 года я уже регулярно занимала призовые места во всесоюзных соревнованиях, прочно вошла в основной состав сборной, а на чемпионате Европы 1967 года в Аахене, куда поехала после защиты диссертации, была шестой лучшей среди женщин (читатели знают, очевидно, что высшая школа верховой езды - единственная дисциплина, в которой женщины соревнуются в общем зачете с мужчинами). Между прочим, один журналист окрестил меня тогда в печати "мисс Европа" и никак не мог понять, на что я обиделась. Но в этом не существующем в конном спорте титуле "мисс" - оттенок конкурсов красоты, неверный по отношению к спорту, да и несправедливый: ведь в выездке выступают спортсменки подчас совсем пожилого возраста, и молодость, приятную внешность одних бестактно противопоставлять морщинам и сединам других. В ту пору я познакомилась с замкнутым миром, который составляет международный конный спорт, с его своеобразными особенностями и ритуалами. Люди конного спорта столь же колоритны, сколь и его обычаи. Например, о чемпионке Олимпиады 1972 года Лизелотте Линзенгофф в одной советской газете писали: "Домашняя хозяйка из Франкфурта-на-Майне, мать двоих детей". В известной степени ее можно считать домашней хозяйкой, поскольку она нигде не работает. Она баронесса, миллиардерша: первый чемпион мира Йозеф Неккерман - владелец крупной торговой фирмы, он был членом Национального олимпийского комитета ФРГ, внес большую сумму на подготовку Олимпиады в Мюнхене, а победу свою, кстати сказать, одержал в шестидесятилетнем возрасте. Чемпион мира 1974 года Райнер Климке - известный адвокат. "Доктор Климке" - так его вызывали на старт.

Спортивные состязания многое бы утратили без той праздничной, приподнятой атмосферы, которая окружает их. Особенно памятен в этом смысле Аахен, где "конный стадион" вмещал 80 тысяч зрителей. Весь город был украшен афишами, эмблемами, ни одна магазинная витрина не обходилась без "кавалерийских аксессуаров", будь то седла, уздечки, подковы. Хозяин ресторанчика, где обедали участники, поставил перед дверью чучело лошади, запряженной в коляску, и для полноты впечатления разбросал у ее ног сено и навоз, за которым не поленился съездить на конюшню. А в самом центре города большая витрина демонстрировала призы, учрежденные фирмами для спортсменов, занявших первые восемь, десять, а то и двенадцать мест. Чего тут только не было - зонтики, телефонные аппараты, шины, парфюмерные наборы, холодильники... Как правило, конные соревнования в Европе обставлялись чрезвычайно торжественно. Например, в 1973 году в Копенгагене чемпионат проходил на плацу перед парламентом - здесь с давних времен тренировали королевских лошадей. И когда к открытию прибыла королева Маргрете с мужем, принцем Хенриком, и "Роллс-ройс" с короной на номерном знаке остановился, на позеленевшей от патины кровле дворца появились герольды в средневековых костюмах и затрубили в трубы, возвещая о начале чемпионата. Там, в Копенгагене, я нарушила придворный этикет. Обычно по случаю закрытия дается прием, и на пригласительных билетах пишут, как надо быть одетым. Двенадцать сильнейших всадников были приглашены в спортивной форме - фраке, бриджах, сапогах (а я тогда заняла третье место). Меня представили королеве, я поклонилась, и вслед за тем воцарилось молчание, отчасти неловкое. Я спросила, нравится ли ее величеству конный спорт. Королева, глядя на меня с высоты своего 186-сантиметрового роста, ответила, что сама им никогда не занималась, а занималась ее сестра. А потом работники посольства сделали мне внушение: "С особами королевской фамилии нельзя заговаривать - спрашивать могут только они".

Вернусь, однако, в Аахен. Он мне особенно памятен: ведь там в 1970 году я стала чемпионкой мира. Одной из его традиций служит красивая и трогательная прощальная церемония. В последний день турнира, в час, когда садится солнце и все вокруг приобретает оттенок легкой грусти летних сумерек, команды выезжают на ровный ковер стадиона - каждая под свой национальный гимн, затем весь строй медленно удаляется, а все зрители в такт маршу расставания машут белыми платочками, которые словно светятся в сиреневом вечернем воздухе...

- Сколько вы получили за выигрыш на Олимпиаде в Мюнхене?

- Уже не помню точно, но где-то в пределах стоимости машины.

- Раньше все лошади принадлежали государству, дотации были большими. Сейчас много частных лошадей - что лучше?

- Частное владение неимоверно расширило базу конного спорта, увеличилось число людей, занимающихся конным спортом. Раньше спорт существовал ради достижений, массовая верховая езда была ограниченна. Сегодня все изменилось. По большому счету изменились правила игры. Недостаточно быть просто хорошим спортсменом - нужно или за свой счет, или за счет спонсоров многократно выезжать на соревнования. На эти квалификационные соревнования денег у государства нет. Если раньше на чемпионат Европы любая страна могла выставить свою команду, то в последнее время в связи с огромным количеством занимающихся спортом (и не только конным) пришлось вводить определенные ограничения. Поэтому сегодня, чтобы выступить, скажем, на чемпионате Европы, надо на нескольких соревнованиях показать достаточно высокий результат. На это нужны деньги.

- Кто главней в паре всадник-лошадь?

- У кого мозгов больше, тот и главнее. Человек должен понимать, в чем он не прав. Лошадь может этого не понять, а человек должен понимать. К сожалению, многие этого не делают.

- Практически у всех всадников по две и больше лошади в работе. Ревнуют ли лошади друг к другу или к всаднику?

- Я даже ничего не могу сказать по этому поводу. У меня никогда не было больше одной лошади. Я же работала в университете и могла посвятить верховой езде два часа в день, не более.

- Гурманы ли лошади в еде?

- Лошади, как и любые травоядные, имеют довольно-таки ограниченный набор вариантов в выборе пище. Если положить несколько клочков разного сена, они выберут то, что им больше нравится.

- Есть ли у конников свои приметы или суеверия?

- Дело не в конниках, а в людях. Я лично не суеверный человек.

- Последнее время особую популярность приобрел кюр - езда под музыку. Лошади чувствуют музыку?

- Мне кажется, что у них все - как у людей. У кого-то есть слух, у кого-то нет. Но по большому счету на выступление это не влияет.

- Ваша дочь не пошла по вашим стопам?

- Сейчас ей 27 лет. Когда она была маленькая и очень хотела ездить, мне было просто некогда. Сейчас она ездит просто для удовольствия. Она востоковед, китаист.

- У вас не возникало желания уехать работать за рубеж?

- Когда я тренировалась, у меня были все условия. Наоборот, если в те времена это было бы возможно, многие бы к нам приезжали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1800
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4377
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2397
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2733

Другие новости