0
1289
Газета Антракт Интернет-версия

22.10.2004 00:00:00

Писатель без амбиций

Тэги: маринина, творчество, биография


маринина, творчество, биография Александра Маринина: «У меня очень замкнутый образ жизни: дом–офис, офис–дом».
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

– Марина Анатольевна, о вашей жизни известно почти все, но мало что известно о ее начале. Например, что в Ленинграде вы учились в музыкальной школе.

– Там я училась в классе фортепьяно, а за рояль села в пять лет. Меня отдали в музыкальную школу для гармоничного развития. Ни у родителей, ни у меня даже мысли не было, чтобы я стала профессиональным музыкантом. Мой отец был очень музыкальным, поэтому предпочтение было отдано музыкальной школе. Если бы он любил живопись, то, наверное, я поступила бы в художественную школу. Также с пяти лет родители наняли преподавателя, который учил меня английскому языку. Была еще попытка приобщить меня к спорту, но она провалилась.

Дело в том, что мои родители были молоды, они работали, и у них не было возможности оставить меня с кем-то, когда им нужно было сходить в кино, в театр или к друзьям. Тогда они приняли правильное решение – в три года они научили меня читать. И они уже могли оставить меня одну и быть уверенными, что со мной ничего не случится. Моя любовь к чтению привела к тому, что в пять лет я имела очень большой вес. Ведь мне оставляли не только книги, но и пирожные и бутерброды, которые я с удовольствием наворачивала.

В пять лет выяснилось, что у меня очень хорошие данные для волейбола и баскетбола – я была очень длинноногая и прыгучая. Но в то же время выяснилось, что мне этим заниматься нельзя, потому что руки нужно беречь для фортепьяно. Тогда меня отдали на плавание. Кончилось это плачевно: после первого занятия я месяц проболела ангиной, после второго – еще один месяц с такой же ангиной. Тогда меня отвели в дом пионеров в шахматную секцию.

Музыкой я занималась с большим удовольствием, у меня была хорошая техника, пальчики хорошо бегали по клавишам. Я до сих пор продолжаю любить классическую музыку, но никогда не мечтала о карьере профессионального музыканта.

– А ваш выбор юрфака – это следование семейной традиции, ведь и ваш отец, и дед работали в милиции?

– Это потомственное совершенно неожиданно вылезло в середине 9-го класса. До этого я мечтала стать киноведом.

– День милиции до сих пор отмечаете?

– Да, это наш семейный праздник. Потому что мой муж полковник милиции.

– По званию он вас старше, а вот по доходам вы его, наверное, обогнали.

– Можно сказать, что я являюсь финансовым кормильцем в нашей семье. Но для того, чтобы я могла им быть, необходим человек, который обеспечивал бы нужное состояние моего духа. Этим как раз занимается мой муж. Если бы его не было в природе, то я бы не начала писать. Все эти годы он поддерживал меня и морально, и организационно. Без этой поддержки я не смогла бы писать.

– Вас называют русской Агатой Кристи. Вам льстит такое сравнение?

– Сначала, когда меня только стали издавать, да. С годами я поняла, что это страшная глупость. Почему я не могу быть просто Александрой Марининой? Почему я должна быть русским аналогом английской модели? Ведь Агата Кристи не Конан Дойл в юбке. У нас с ней разные книги, разные герои, разные жизни.

– Почему вы пишете только в офисе, а не дома? Это организует вас?

– После того как я ушла в отставку, мне казалось, что у меня будет много свободного времени, что я перестану нервничать и буду много спать. Кончилось все это тем, что за полтора года работы дома я нажила депрессию и с огромным трудом написала «Призрак музыки». Переломить привычку ходить на работу оказалось сложно. Теперь по будням я хожу в офис, как на работу. Я человек, привыкший к жизни государственного служащего. Даже если ночью я просыпаюсь от какой-нибудь мысли, то стараюсь ее запомнить и сплю дальше.

– Что же получается, творчество для вас – как государственная служба?

– Нет. Для меня творчество – это нормальный труд, введенный в рамки физиологического режима.

– Когда-то были очень популярны «Записки следователя» Льва Шейнина. Он писал о своем опыте в угрозыске. Эта книга оказала на вас влияние?

– Я читала ее в глубоком детстве и на украинском языке. Но я всегда читала много детективов, и эти «Записки» были для меня худшим образцом детективной литературы. Крайне редко можно найти следователя, обладающего способностью ярко и интересно писать. Если он пишет о своей работе, то это, как правило, получается топорно и суконно. Поэтому эта книга никакого впечатления на меня не произвела.

К тому же я не была следователем, у меня не было дел, которые я могла бы описывать. Я встречалась с осужденными, читала их приговоры, но процесс расследования мне был неизвестен. Я занималась личностью осужденного и анализом прогноза преступности.

– Флобер говорил: «Мадам Бовари – это я». Вы можете так же сказать про Каменскую?

– Сейчас уже нет. Когда я придумала ее, мы были очень близки.

– Вы говорите о ней, как о живом человеке┘

– Понимаете, я о ней столько написала, что для меня она действительно стала как живой человек.

Когда я ее придумала в 92-м году, тогда она на девяносто процентов была похожа на меня – и по характеру, и по менталитету, и по логике, и по эмоциональному строю, даже по организации семейной жизни. Но сейчас, спустя двенадцать лет, мы достаточно далеко ушли друг от друга. Моя жизнь оказалась более разнообразной.

– Вам нравится Каменская в исполнении Яковлевой?

– Нравится. Но нужно сделать оговорку. Все, что происходило с моей героиней в книгах, происходило на протяжении 12 лет. Фильмы, снятые по книгам, не учитывают эту разницу, действие в них происходит в один и тот же год. Поэтому роль, написанная для Елены Алексеевны Яковлевой, обеднена. У нее Каменская вынуждена быть в одном и том же возрасте, нет процесса старения, все замерло в одной временной точке.

– Владимир Конкин, исполнивший роль Шарапова, говорил, что его герой «воплощенная мечта народа о хорошем милиционере». А что воплотила Каменская?

– Это попытка доказать, что в традиционной мужской системе особенности женского менталитета могут быть полезны. Мужчина и женщина мыслят по-разному, и то, что очень часто не может мужчина, может сделать женщина.

– Вы встречались с настоящими бандитами?

– Только как ученый – в зоне. В жизни бог миловал.

– Какая разница, по-вашему, между теми, кого вы изучали, и сегодняшними бандитами?

– В 80-е годы те, кого не поймали, благодарили фортуну и думали, что она им поможет в следующий раз. Нынешние думают: «Если поймают, все равно откуплюсь».

– Вы не задумывались, как ученый, над тем, что происходит с самими правоохранительными органами? Почему дядя Степа воспринимается почти как герой древнегреческого мифа?

– Такие дяди Степы были, пока не ввели в милиции плановое производство. Именно план и отчетность в работе милиции разрушили идеологию правоохранительной системы, и милиционер перестал чувствовать моральный аспект своей работы. Он перестал чувствовать себя защитником, а стал винтиком в плановом производстве, когда с него стали требовать показатели, показатели, показатели┘

– Вы рассказывали, что начали писать просто так, значит, как хочу и когда хочу. Творчество непредсказуемо: сегодня пишется, завтра нет. У вас есть какие-то договоренности с издателями по срокам написания книг?

– Я и сейчас так же пишу, как раньше. У меня нет никакого договора, что вот к 31 декабря я должна сдать рукопись издателю.

– К чьим замечаниям прислушиваетесь?

– У меня есть небольшой круг экспертов, их всего пять человек. Двое из них читают рукопись в «сыром виде», остальные – уже готовую.

– С коллегами по цеху общаетесь?

– В основном с Татьяной Устиновой, я ее очень нежно люблю. От случаю к случаю встречаюсь и с Дарьей Донцовой, с ней у нас очень добрые отношения.

– А с другими писателями?

– Нет, я ни с кем не знакома.

– Судя по вашему сайту, у вас много встреч с читателями. Что они вам дают?

– Эти встречи для меня то же самое, что для актера выход на сцену. На этих встречах я чувствую любовь к себе. Больше почувствовать мне это негде. У меня очень замкнутый образ жизни: дом–офис, офис–дом.

– В позапрошлом году в Сорбонне была конференция по вашим книгам. Вам известно, чем она закончилась?

– Я была на ней. По итогам конференции вышел сборник докладов «Творчество Александры Марининой как отражение современной российской ментальности». Но знаете, мне было там очень смешно, я столько о себе узнала интересного. Например, что роман «Тот, кто знает» я написала по заказу лояльного к Путину правительства для того, что поднять престиж КГБ.

– В прошлом году вы запатентовали свой псевдоним и слово «Каменская». Около книжного магазина на Страстном бульваре открыли бронзовую звезду с вашим именем┘

– Да, она стоит. Я недавно видела ее.

– Теперь вы запатентованы и ваше имя в бронзе. А вам хотелось бы, чтобы ваши романы пережили вас?

– Мне все равно, что будет с ними после моей смерти. Если хоть одному человеку станет легче жить после прочтения моих книг, если он сумеет выбраться из внутреннего кризиса благодаря им, то я свою задачу выполнила. Тогда пусть хоть весь тираж сжигают завтра.

У меня нет никаких амбиций писать нетленки, эпохалки. Два года назад в вашей газете меня обвинили, что я, как все секретари Союза писателей, пытаюсь написать эпохалку. Это неправда. Я счастлива, что имею возможность делать то, что нравится, и этим зарабатывать на жизнь себе и своим близким. Когда хобби становится высокооплачиваемой профессией – это высшее счастье для работающего человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1048
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1432
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1080
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
905

Другие новости