0
1093
Газета Антракт Интернет-версия

29.06.2007 00:00:00

Один, совсем один?

Тэги: джордж гершвин, музыка


Английская певица Джорджия Браун специализировалась на Восточной Европе. В Англии ее не знал никто. Во время гастролей в Москве в середине 60-х она попыталась вовлечь аудиторию в хоровое пение. Была такая песенка Гарри Белафонте «Матильда», которую он всегда пел вместе со всем залом:

Ма-тиль-да,

Ма-тиль-да,

Ма-тиль-да

Взяла мои денежки и убежала в Венесуэлу.

Сейчас бы она, конечно, в Венесуэлу не убежала бы – Уго Чавес эти денежки быстро национализировал бы, но тогда это, видимо, имело смысл. Джорджия Браун попыталась спеть эту песенку вместе с московской аудиторией. Она повторяла припев много раз, спрыгивала в зал и подносила микрофон прямо ко ртам зрителей. С гордостью могу сообщить, что советские люди на провокацию не поддались и сидели, не проронив ни звука, сурово стиснув зубы.

И я в их числе.

Сорок лет спустя я громко распевал вместе со всем залом в театре «Геффен» в Лос-Анджелесе песни Джорджа Гершвина на слова его брата Айры. Это была третья часть трилогии – три моноспектакля канадского писателя, актера и музыканта Хёрши Фельдера. Первая часть была посвящена Бетховену, вторая – Шопену, третья называлась «Джордж Гершвин в одиночестве».

Родители Джорджа и Айры приехали из Петербурга. И по-русски, и по-английски говорили с еврейским акцентом. Фельдер в роли Гершвина смешно изображает отца:

– Рапсоди фор джюз?

– Ноу, папа, рапсоди ин блюз.

Несмотря на блистательную карьеру, Джорджу за свои 38 лет жизни пришлось столкнуться со многими предрассудками. Во-первых, ему все время приходилось доказывать, что он серьезный композитор, а не просто создатель шлягеров. Опера «Порги и Бесс», например, была освистана и критиками, и первыми зрителями. Во-вторых, ему приходилось читать подобного рода высказывания: «Еврейская музыка и джаз с его обезьяньими криками и стонами разлагают нашу национальную культуру». Это писал не кто иной, как Генри Форд в его собственной газете «Диарборн Индепендент».

Главное место на сцене занимает рояль – огромный черный «Стейнвей», который Фельдер всегда возит с собой. Спектакль построен как разговор у рояля. Фельдер играет мелодии Гершвина (надо сказать, виртуозно), объясняет, почему Джордж написал здесь ноту ля, а не соль (что было бы предсказуемо и банально), поет (чуть менее виртуозно, чем играет) поставленным тенором и рассказывает анекдоты из жизни своего героя. В конце играет «Рапсодию в стиле блюз» с начала до конца – технично и громко. Но лучшие места в спектакле – это когда Фельдер говорит, поет и играет очень тихо, что требует, как мы знаем, гораздо большей виртуозности. Эти места зал слушает, затаив дыхание.

После того как спектакль закончился, после аплодисментов и оваций Фельдер вышел снова и сказал:

– Я играл этот спектакль больше трех тысяч раз. Однажды во время спектакля я заметил, что кто-то в аудитории мне подпевает. Тогда я понял, что люди хотят петь свои любимые мелодии. Мы отвыкли от музыки, которая рождается здесь и сейчас, мы вставляем CD в стерео-систему и откидываемся в кресле – ничего делать не надо, эту музыку уже создали для нас. А ведь когда-то все было не так. Мне кажется, мы должны вернуться к замечательной традиции совместного музицирования. Поэтому сейчас я приглашаю всех петь вместе со мной любимые мелодии Джорджа Гершвина. С чего начнем?

Я подумал, что сейчас начнется пытка в стиле Джорджии Браун, когда звуки из аудитории надо будет вытягивать клещами. Ничего подобного.

– Summertime! – кричали из зала. – Embraceable you! They can't take that away from me! I've got rythm!

– Хорошо, – сказал Фельдер, – начнем с Embraceable you.

Удивительно было не то, что все запели и что все знали и музыку, и слова, а то, что я, как выяснилось, тоже знал и музыку, и слова и, не испытывая никакой неловкости, запел вместе со всеми. И тут возникает интересный вопрос: почему на концерте Джорджии Браун я не открыл бы рта даже под пытками, а тут заливался соловьем, хоть и не всегда попадая в нужную тональность.

Ответов может быть много. Можно сказать, что я наконец избавился от юношеских комплексов. Можно вспомнить о мрачном наследии тоталитаризма. Но главная мысль, которую мне навеяло это зрелище счастливо поющей аудитории – преимущественно немолодой, в основном с интеллигентными лицами, – это мысль об американском национальном характере.

Пожалуй, самым привлекательным качеством американцев, часто высмеиваемым и иногда раздражающим, мне кажется доверчивость, открытость и готовность откликнуться. Ради дела, которое им кажется хорошим, они готовы поставить себя в смешное положение, спеть, не умея петь, нарисовать, не умея рисовать, или рассказать о себе что-то не очень лестное. Артист на сцене сказал, что надо возродить хорошую традицию, – они тут же были готовы пойти ему навстречу.

В самом конце Хёрши Фельдер спросил:

– Ну а солист у нас найдется?

Встала немолодая женщина и, немного краснея от смущения, спела последний куплет моей любимой песни Embraceable you – очень тихо, но совершенно потрясающе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1305
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1248
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1482
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1219

Другие новости