0
2319
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

22.03.2011 00:00:00

Субъектность поневоле

Андрей Виноградов

Об авторе: Андрей Владимирович Виноградов - доктор политических наук, заведующий отделом Азии Российского института стратегических исследований.

Тэги: революция, власть, реформа


революция, власть, реформа Выявилась группа стран, которая не смогла найти свое место в мире.
Фото Reuters

Принято считать, что движет мировой историей экономика. На деле все успешные преобразования начинались с захвата власти, которая уже потом проводила успешные или неудачные экономические реформы. Потребность в революции возникает только тогда, когда неэффективную власть невозможно реформировать. Но революция, как мы хорошо знаем, не улучшает экономическое положение, а только дает надежду (которая редко оправдывается).

Октябрьская революция, целью которой была социальная справедливость, не только изменила Россию, но и расколола мир, на десятилетия утвердив новые критерии развития. Появление новых границ придало миру не виданную прежде строгость и упорядоченность. Несмотря на то что в каждой «полусфере» сложилась своя политическая система со свойственными ей представлениями об общественном благе и логикой социальной справедливости, значение общих, универсальных критериев развития, прежде всего в материально-технической области, сохранилось и даже выросло. Соревнование систем консолидировало общество, став мощным стимулом развития – от гонки вооружений до бытовой техники. Параллельно решались задачи повышения уровня жизни. Государство в обоих мирах направило на достижение этих целей свои главные усилия, соединив ценности развития и социальной справедливости. Представления народов друг о друге стали формироваться государственной пропагандой и в гораздо меньшей степени личным опытом и жизненной позицией. Жизнь планеты потекла между берегами добра и зла, неразлучными, но не сводимыми вместе. Победа в соревновании стала высшим критерием исторической справедливости, ставшей выше справедливости социальной.

Пространство для борьбы за социальную справедливость было сокращено до минимума, что обеспечило классовый мир, хотя и разный. Установив этот мир, государство уже больше его не теряло, признав, что ценности развития невозможны без социальной справедливости.

Новые линии разлома

Все изменилось в последние два десятилетия, когда мир преодолел раскол и вновь, хотя и чисто формально, воссоединился. В значительной степени этому способствовало образование единого информационного пространства, незаметно, но неотвратимо стиравшего государственные границы. Победа Запада в мировой гонке завершила мобилизационную фазу мировой истории и разъединила дискурс развития и справедливости. Принадлежность к общему миру не отменила различий, но дала возможность людям самим делать выводы и выбирать.

Деление мира на развитый и отсталый – вот то немногое, что сохранилось от старого мирового порядка. Окончание глобального противостояния позволило отстающим нациям, которых, выдавая авансы, но вопреки фактам называли развивающимися, найти, наконец, способ сократить разрыв в развитии. Экономическая отсталость и нищета населения превратились в их конкурентное преимущество, позволив богатым странам перенести в бедные значительную часть материального производства, что существенно увеличило их доходы.

По миру пробежали новые линии разлома. Некоторые страны, прежде всего крупные с большим населением или особенно важные для экономических метрополий, сформировали группу динамичных государств, превратившихся в локомотив мировой экономики. Одна из основных мировых проблем 1970–1980-х годов – сокращение разрыва в уровне развития – потеряла актуальность, так и не получив системного решения. Одновременно в неблагополучной части выявилась группа аутсайдеров, которые не смогли найти в современном мире ничего ценного и, кажется, уже никогда не найдут – развитие не стало их императивом. Не имея шансов ликвидировать отставание, они, чтобы оправдать свое существование (и статус изгоев), были вынуждены компенсировать отсутствие материального прогресса возрождением национально-культурной самобытности. А для их населения, оставшегося в стороне от прогресса, актуальность приобрела проблема несправедливости, которая в начале 2010-х годов получила общемировое звучание, на этот раз на Арабском Востоке.

Эмоциональный консенсус

При этом выяснилось, что технический прогресс изменил способы преобразований. Запрос на справедливое переустройство и революции как путь к новому социальному порядку вернул в исторический процесс массы, больше озабоченные проблемами распределения, чем производства. Они вновь взяли на себя инициативу в историческом развитии, отобрав ее у государств, продемонстрировавших свою историческую беспомощность. Массовые коммуникации предоставили технические возможности общественного участия, помимо воли сделав практически каждого субъектом политического действия. Личное в один миг поменяло статус, став политическим, и привнесло в политическое эмоции, не свойственные высокой политике.

Однако индивидуальные требования переустройства мира не способны принести новый порядок и чаще в истории приводили к разрушениям. Стихийное движение, несмотря на возросшую благодаря современным технологиям организованность и массовость, не стало упорядоченным и осмысленным. Исторически сложившаяся практика кропотливой работы по распространению и пропаганде политических идей, организационное единство политической оппозиции, упорядочивавшие стихийные проявления протеста, потеряли ценность.

Организация оппозиционной деятельности принципиально изменилась. Сейчас частные эмоции по любому общественно значимому поводу – этническому, религиозному, политическому – уже достаточный повод для обретения организованных форм. Эмоциональный консенсус, легковесный и в силу этого легко достижимый, подменил организацию единомышленников со строгой дисциплиной и организацией. Эмоции, а не убеждения и трезвый расчет, стали побудительным мотивом борьбы за социальную справедливость. И не только. Индивидуальный бунт приобрел массовый характер и масштабные последствия.

Внезапно выяснилось, что то, что не удалось сделать пропагандой западных ценностей, удалось сделать техническим средствам связи. Но удовлетворения от этого не наступило, ожидания развитого мира сменились разочарованием и вполне обоснованным беспокойством. Воля народа воплотила в политическую практику характерные черты своей культурной традиции, далекой как от правовых норм, так и от демократических идеалов. Фундаменталистские нормы, архаичные представления и религиозное мракобесие на Востоке и Юге ведут свое происхождение из глубин политической культуры, а вовсе не являются результатом народовластия.

Современное варварство: архаичное сознание и передовые технологии

Новый массовый политический субъект стал пробовать на прочность и менять все, что сохранилось от старого, как он считает, несправедливого мира. Стереотипы сознания (поскольку понимание – удел избранных) ориентируют его в первую очередь на доступные его пониманию символы власти. В результате зарождается новое варварство, объектом агрессии для которого являются не только западные, а политические институты вообще, которые всегда боролись со стихией народных чувств.

Одним из важнейших и органичных проявлений политической субъектности несистемного свойства стал терроризм как форма борьбы и старого с новым, и нового со старым, но борьбы хаотичной и случайной, а главное – не дающей позитивных результатов как внутри страны, так и на международной арене. Предпосылкой превращения терроризма в массовое явление стало вооружение архаичного сознания передовыми технологиями массовой коммуникации и массового уничтожения, которые в едином информационном пространстве уже невозможно ни утаить, ни скрыть. Противостоять ему в рамках действующих моделей общественных отношений, базирующихся на праве, невозможно, и это объясняет ренессанс традиционных форм и укладов, рост религиозных компонентов в современной общественной жизни.

Другим следствием соединения архаичного сознания и современных технологий стали бунты не как показатель крайнего предела социального возмущения, а как проявление рядового, обычного и даже неполитического, а бытового недовольства, предполагающего в силу такого своего характера минимальную меру ответственности. Технические средства, преодолевая инерционные фильтры социальной организации и культурной традиции, перенесли архаику в современность.

Новый тип политического действия по-прежнему выглядит как революция, но его смысл и содержание радикально поменялись. Участие масс ускорило темп исторического развития, и тогда стало очевидно, что новое не гарантирует результат, но почти всегда ведет к разрушению. Возникновение концепции устойчивого развития в 1990-х годах подразумевало сохранение стабильности ценой замедления темпов. Но даже такое движение возможно, только если темп уже набран. Для многих оно выглядит недостижимой целью, к тому же недостаточно эффективной и эффектной. Ей противостоит возможность «срезать угол», не повторяя уже пройденный другими путь.

Минимальный процент успеха не пугает, а мечта зовет. Ее сила и привлекательность в том, что не требует систематического напряжения сил – все проблемы решаются в одно мгновение. Такое представление преобладает в обществе с господством традиционного, религиозного сознания, с особой картиной мира и социальными регуляторами, среди которых главным является индивидуальное ощущение несправедливости. Этому сознанию свойственны простые решения, что и показали последние события в арабских странах.


Терроризм возникает как борьба старого с новым и нового со старым.
Фото Reuters

Бунт, спонтанный и массовый

Для бунта, лишенного программы и нормативных представлений, спонтанного и массового, главную задачу и цель представляет разрушение действующего порядка, подавляющего своей мощью ростки протеста и альтернативы. Появление нового в силу его индивидуального характера выглядит легко и естественно. Отсутствие ясной конструктивной цели требует символа – харизматического лидера, способного артикулировать эмоции и объединить порывы толпы. Формулируя идею, в равной степени признаваемую большинством, он получает шанс стать центром консолидации. Вера в него позволяет поддерживать стабильность на переходный период до тех пор, пока новый порядок не будет установлен. По счастью или к сожалению, сегодняшние арабские бунты пока таких харизматиков не породили, а исторический феномен аятоллы Хомейни остается скорее редким исключением, чем правилом.

Восстание имеет шанс стать сознательным действием, а не остаться навечно стихийным протестом, и привести к позитивному результату, только если во главе его встанут профессионалы, способные создать новый порядок. Только его появление даст восстанию шанс стать революцией и остаться ею в истории. Сейчас уже ясно, что «революции» в арабских и других развивающихся странах в 1950–1960-х годах были восстаниями, которые привели к власти новых лидеров, но не привели к изменению строя и, главное, не внесли дискурс развития в поиски социальной справедливости.

Обязательным этапом формирования нового справедливого мира становится процесс упорядочивания, при котором согласование интересов легко перерастает в бескомпромиссную борьбу личностей, уничтожающую политических конкурентов и идейных оппонентов. Революционеров сменяют чиновники, сопровождающая этот процесс замена идеалов справедливости на новую организацию жизни и выглядит, и воспринимается как контрреволюция. Все революции находят продолжение в «чистках», что затягивает процесс политического переустройства на годы и отдаляет достижение социально-экономических результатов на десятилетия. Остановить экспансию варварства способна только армейская организация и дисциплина, но она приобретает историческую перспективу, только если армии удается сформулировать политическую программу. Как правило, это программа превращения в преторианское государство, где офицеры, снимая погоны, занимают министерские посты и кресла президентов и управляющих компаниями. Окончательное умиротворение наступает при становлении нового режима, который воплощает компромисс между жаждой справедливости и требованиями развития.

Эволюция от революции до реформы происходит на протяжении жизни одного поколения, и поэтому личный опыт становится важнейшим фактором стабильности. Даже если фактический результат не вызывает удовлетворения – энергии на повторение эксперимента уже не остается. У следующего поколения такого опыта нет, и в странах, где процент молодежи велик, вероятность стихийных возмущений неизмеримо выше. Военные режимы обречены на кризис, потому что вырастает новое поколение бунтовщиков. Неудивительно, что сейчас центр революционного брожения локализуется в развивающихся странах, где нет развития, но есть несправедливость, а не там, «где противоречия труда и капитала достигли наибольшей остроты» и стали препятствием развитию.

Этот принцип лежит в основе всех цветных революций на постсоветском пространстве и бунтов на Арабском Востоке. Они не являются вопреки распространенному мнению результатом происков внешних сил, которым, конечно, было бы грешно ими не воспользоваться, а воплощают историческую неизбежность бунта архаичного сознания индивида, который видит свою миссию в разрушении несправедливого мира. По умолчанию признается, что он займет место своего предшественника и оппонента и самим этим фактом восстановит справедливость власти. Отсутствие политической организации всегда выводит проблему перераспределения власти на личный уровень. Но вместо прежнего властителя появляется новый, и круг замыкается.

«Субъектность поневоле», «обрушившаяся» или случайно «доставшаяся» народу в силу игры обстоятельств, приносит горькие плоды. Навязанная новыми технологиями (а не западными ценностями) политическая субъектность вновь поставила в повестку дня вопрос о характере социально-исторического прогресса. Выход на историческую арену масс, не готовых к осмысленному историческому действию, напоминает нашествие варваров на процветающую, хотя и несправедливую Римскую империю. Бунт сегодня перестает быть сугубо внутриполитическим делом и превращается в продолжение мировой политики.

В России накануне выборов полезно понять, что в современном мире поменялась процедура легитимизации власти. Она (легитимизация) теперь вновь может быть непосредственной и происходит без участия политических институтов – например, помимо выборов. Политическая стабильность вновь оказывается в преимущественной зависимости от традиций культуры, нравственных норм и правосознания, которое у нас еще не успело сформироваться, а не правовых институтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
233
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
212
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1860
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1409

Другие новости