0
3338
Газета Наука и технологии Интернет-версия

25.05.2005 00:00:00

Главное – в заглавии

Тэги: заглавие, конференция, философия имени


заглавие, конференция, философия имени Психологи установили, что до 70% информации читатель получает уже из заголовочного комплекса печатных изданий.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Кафедра теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета и журнал «Вестник гуманитарной науки» провели научную конференцию. Предметом изучения для литературоведов и лингвистов, искусствоведов и психологов стало собственно заглавие и заголовочно-финальный комплекс произведений.

Изучение заглавий – чисто русское филологическое увлечение. Во-первых, пресловутая теория литературы лучше всего развита именно в России. Во-вторых, интерес к названию произведений связан с такой популярной у нас областью гуманитарного знания, как «философия имени» (ее развивали, скажем, Алексей Лосев и Павел Флоренский).

Одним из первых масштабных российских теоретико-литературоведческих исследований феномена заглавия стала кандидатская диссертация Натальи Веселовой «Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика» (1998 г.). В той работе Наталья Анатольевна доказывала, что название произведения – не просто «ключевое слово» или «однофразовый текст». Заглавие вбирает в себя концентрированную сущность произведения и при этом «не принадлежит ему безраздельно. Одной стороной оно соприкасается с миром, лежащим за пределами текста, а другой – с текстом, отмечая его начало. Благодаря такому пограничному положению заглавие служит соединительным звеном между текстом и внешней по отношению к нему действительностью».

В этом году Наталья Веселова, доцент Тверского государственного университета, завершала конференцию своим докладом о поэтике заголовочного комплекса в творчестве Леонарда Коэна. Свое положение она в шутку прокомментировала филологическим термином: «Я оказалась в самой сильной позиции!» В сильной позиции, то есть в заметном месте текста, находится как раз заглавие, а также финальная фраза, эпиграф и даже оглавление.

Писатель может заимствовать у предшественника модель заглавия, не «задевая» при этом прежнего смысла. Так, Горький любил выносить в заглавие пьес собирательное обозначение героев: «Враги», «Мещане», «Варвары» – и все это были неприятные писателю типы. А белорусский классик Янка Купала, явно ориентируясь на Горького, назвал свою пьесу также «собирательно»: «Тутэйшыя» (можно приблизительно перевести как «здешние», «земляки»). Недаром это название потом подхватили молодые белорусские писатели, боровшиеся за возрождение национального языка и культуры (доклад Любови Турбиной, старшего научного сотрудника ИМЛИ РАН).

Бывают и сознательные полемические переклички заглавий. Сергей Дмитренко, заместитель главного редактора газеты «Литература», обращает внимание на то, как изменялись заглавия русской исторической беллетристики. В поздние советские времена была широко известна книга М. Касвинова «Двадцать три ступени вниз» – о царствовании Николая Второго. А романист наших дней С.Карпушенко, не разделяющий антимонархических взглядов, называет свою книгу «Возвращение императора, или Двадцать три ступени вверх».

Иногда особенность истории и искусства какого-то периода может быть восстановлена по заглавиям произведений. Елена Пономарева, доцент Челябинского Государственного педагогического университета, проанализировала заголовочные комплексы рассказов 1920-х гг. Оказалось, что многие маленькие новеллы тех времен часто структурировались по образу и подобию крупных произведений: дробились на главы и подглавы, как рассказы Ольги Форш «Летошний снег» и «Обыватели», а также получали несвойственное им жанровое обозначение («Романтические повести» А.Чаянова, «Похождения Чичикова: Поэма в десяти пунктах с прологом и эпилогом» М.Булгакова). Заголовочный комплекс, который хранит в себе «жанрово-родовую память», помогал рассказу подражать романам, поэмам и драмам. Писателям трудно было зафиксировать абсурдную, изменчивую действительность послереволюционных лет в «больших формах», и маленькая новелла, которую можно быстро написать, вынуждена была брать на себя работу своих крупных литературных «родственников».

Заголовочный комплекс первым встречает читателя «на пороге» произведения и может повлиять на восприятие текста. Иоанна Делекторская, пресс-секретарь журнала «Новое литературное обозрение», утверждает, что на это способен также список действующих лиц в пьесе. «В интернете мне попалась статья, основной пафос которой был в том, что Гамлет влюблен в┘ Клавдия», – с улыбкой рассказала Иоанна Борисовна. Автор гипотезы, видимо, решил, что неспроста в перечне персонажей пьесы имена Гамлета и его дяди всегда стоят рядом.

Но из наблюдений над списком действующих лиц можно сделать не только курьезные, но и заслуживающие внимание выводы. Почему, например, Призрак отца Гамлета всегда стоит в конце перечня как бы особняком? Только ли для того, чтобы зрители обязательно замечали экзотического персонажа-привидение? А может, Шекспир хотел подсказать, что фигура убитого короля – самая важная в пьесе?

Так что нельзя было не согласиться с редактором журнала «Вестник гуманитарной науки», организатором конференции, доктором филологических наук Юрием Орлицким: «Это только праздному взгляду кажется, что у заглавия примитивная функция, а изучать интересно только сам текст романов или поэм. Как учит классическая теория литературы, в произведении не бывает ничего второстепенного».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
355
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
376
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
243
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
157

Другие новости