0
2916
Газета Наука Печатная версия

10.02.2010 00:00:00

Восемь заседаний Комиссии по модернизации

Ирина Дежина

Об авторе: Ирина Геннадиевна Дежина - доктор экономических наук, профессор, заведующая сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Тэги: модернизация, экономика, комиссия, инновации, ниокр


модернизация, экономика, комиссия, инновации, ниокр Вопросы продвижения инноваций стали одними из центральных в работе Комиссии по модернизации при президенте РФ Дмитрии Медведеве.
Фото РИА Новости

В 2009 году была сформирована Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России. Задачи этой комиссии определены так: рассмотрение вопросов государственной политики в области модернизации и технологического развития, определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования, координация деятельности органов исполнительной власти в этой сфере.

Вопросы стимулирования инноваций в целом и финансирования НИОКР в частности стали одними из центральных в ее работе, если судить по содержанию восьми заседаний. Последнее из этих заседаний состоялось в январе 2010 года. Основная проблематика заседаний комиссии приведена в таблице 1.

Приоритеты, которые не выбирают

На первом заседании комиссии 18 июня 2009 года президент РФ объявил пять направлений «технологического прорыва» и критерии, по которым они были выбраны: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии, в том числе инфраструктура передачи всех видов информации; медицинские технологии и прежде всего диагностическое оборудование и лекарственные средства; стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения. Фактически несколько следующих заседаний комиссии были посвящены подробному рассмотрению выделенных технологических направлений.

Критерии выбора перечисленных технологий – значимость результатов научных исследований, а также имеющихся заделов. Особо важный критерий, как подчеркнул Дмитрий Медведев, – наличие результатов исследований, сопоставимых с мировым уровнем, которые с «большой долей уверенности могут лечь в основу той продукции, которая в обозримом будущем на рынках будет востребована».

Интересно отметить, что новый перечень приоритетов перекликается с приоритетами ряда развитых стран мира (США, Европейского союза). Вместе с тем сложилась необычная ситуация, поскольку в настоящее время в России фактически сосуществуют два перечня государственных приоритетов. При этом механизмы выбора действующих приоритетных направлений достаточно хорошо известны, а то почему, как и кем был сделан выбор новых президентских приоритетов – ни в каких документах не разъясняется.

До сих пор действующие приоритетные направления научно-технологического развития и соответствующие им критические технологии определялись на основе прогнозных (в последний год – форсайтных) исследований, формировались Министерством образования и науки РФ и затем утверждались президентом страны. Очередной пересмотр приоритетных направлений проходил в 2009 году и к сентябрю был готов проект Министерства образования и науки, содержащий скорректированный перечень приоритетов (таблица 2). Как следует из данных этой таблицы, новые президентские приоритеты сформулированы более узко и конкретно, в терминах именно технологий.

При этом действующие федеральные целевые программы (ФЦП), и в первую очередь основная ФЦП в области поддержки НИОКР – «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», – структурированы в соответствии с перечнем 2006 года. В то же время новые президентские приоритеты, как следует из отчетов о заседаниях Комиссии по модернизации, должны стать ориентиром в работе различных министерств, ведомств и институтов развития.

Вероятно, впереди – пересмотр состава программ и целого ряда мероприятий, направленных на поддержку развития различных технологий. В частности, Российская академия наук уже отреагировала на новый список, провела ревизию тематик научных исследований и установила, что на проекты по пяти направлениям технологического прорыва в настоящее время расходуется примерно 23% финансирования Программы фундаментальных исследований. При этом было определено, что этот показатель может быть увеличен до 35%.

Комиссионные темы

Основные проблемы и возможные меры по стимулированию инновационного развития в более широком контексте, а не только применительно к конкретным технологиям рассматривались на трех последних заседаниях Комиссии по модернизации. Первой большой темой стала работа институтов развития, второй – деятельность государственных компаний, в том числе с точки зрения объемов и качества финансирования НИОКР, третьей – вопросы технического регулирования.

В отношении институтов развития были суммированы хорошо известные проблемы – разрозненность институтов (отсутствие координации и отсюда – дублирование), недостаточная системность в работе, «пробелы» в поддержке определенных этапов научных исследований, разработок и коммерциализации результатов НИОКР.

Было отмечено, что институты развития работают по принципу «разовых дотаций», нет системы сопровождения проектов и продвижения их по стадиям инновационного цикла. Следует отметить, что это недостаток не только институтов развития, но всей инфраструктуры, созданной для поддержки в стране научно-инновационной деятельности. Институты развития пока не смогли стать «системными интеграторами» инновационных изменений. По-видимому, проблемы и в самой концепции госкорпораций, и в сложности преодоления среды, в которой они начали работать.

Однако предложенные меры в отношении институтов развития направлены преимущественно не на оптимизацию их организации и управления, а на корректировку характера финансируемых ими работ. Что касается собственно работы институтов развития, то затронуты были только вопросы координации. Эту работу институтов развития предложено улучшать через обмен информацией о проектах, в том числе путем создания технологических платформ. В данном контексте под «технологической платформой» понимаются площадки для обсуждения важнейших проектов и формирования на них спроса.

Более детальный анализ состояния инновационной деятельности в государственных компаниях был представлен на последнем в 2009 году заседании Комиссии по модернизации 25 декабря. Запрошенные по ряду крупных компаний данные свидетельствуют о том, что расходы на НИОКР у них низкие. Наиболее распространенные типы НИОКР в компаниях – доработка и адаптация закупаемых за рубежом технологий, разработка специфичного для компаний программного обеспечения и улучшение существующих на предприятиях технологий. За очень редкими исключениями, госкомпании не реализуют прорывные инновации, связанные с разработкой и внедрением собственно новых технологий, продуктов и услуг. То есть низкими являются не только объемы, но и качество проводимых НИОКР, если критерием оценки качества считать новизну и прорывной характер инновации в мировых масштабах.

Для исправления положения предлагаются две основные меры «принуждающего» характера, а также ряд налоговых и административных стимулов, призванных носить «компенсирующий» характер:

– введение обязательных корпоративных программ инновационного развития для государственных компаний по утвержденным правительством требованиям, которые должны приниматься наряду, а не в составе инвестиционных программ;

– введение для госкомпаний «норматива» по доле расходов на НИОКР индивидуально для каждой компании исходя из ее отраслевой специфики и сравнения с аналогичными компаниями за рубежом;

– оптимизация налогового администрирования и дополнение перечня НИОКР в отношении льготы, предусматривающей возможность единовременного признания некоторых расходов на НИОКР, в том числе и безрезультатных, и списания их с применением коэффициента 1,5;

– сокращение срока амортизации нематериальных активов (изобретений, полезных моделей, ноу-хау и др.) по выбору налогоплательщика, но не более чем до двух лет;

– изменение порядка учета стоимости объектов интеллектуальной собственности, в том числе учет затрат на НИОКР при определении первоначальной стоимости нематериального актива.

Наконец, по такому инструменту поощрения компаний к инновационной деятельности, как техническое регулирование, предложено более широко опираться на зарубежный опыт и практику в этой сфере, а также интенсифицировать и оптимизировать разработку технических регламентов и стандартов.

Риски ручного управления

Предложенный пакет мер можно рассматривать как попытку сбалансировать поощрение, принуждение и стимулирование компаний к вложениям в НИОКР и инновационную деятельность. Основной акцент сделан именно на бизнес-секторе, что в целом правильно. До сих пор вопросы поддержки, развития и эффективности НИОКР рассматривались в основном в контексте государственного сектора науки, включая работу государственных академий наук и отчасти – вузов. Однако настораживает несколько моментов.

Первое. Спонтанность и недостаточная прозрачность принятия решений, что особенно ярко видно на примере появления нового перечня технологических приоритетов.

Второе. Предлагаемые меры по «принуждению» бизнеса напоминают советские принципы управления экономикой (вероятно, это и есть «ручное управление»).

Предложенные подходы не практикуются в странах с развитыми инновационными системами. Конечно, в отдельных странах существует индикативное планирование, но не детальная разработка для каждой госкомпании (или компании, где государство владеет «золотой акцией») «нормативов» по расходам на НИОКР и требований составлять план инновационного развития. Эти вопросы находятся в ведении менеджмента компаний, но не федеральной власти, и управление компаниями осуществляется по рыночным принципам. «Принуждение» должно осуществляться через более гибкие инструменты – техническое регулирование, софинансирование на определенных условиях инновационной деятельности в компаниях и других.

Наконец, третье. Косвенное регулирование пока развито настолько слабо и в области его администрирования так много проблем, что оно не может стать «противовесом» или «компенсацией» предлагаемых принудительных мер.

Таблица 2 Перечни приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
Перечень 2006 года Перечень 2009 года (проект) Перечень президента РФ
Информационно-коммуникационные Информационно-телекоммуникационные Стратегические
системы системы информационные технологии
Рациональное природопользование Рациональное природопользование
Индустрия наносистем и материалов Индустрия наносистем
Живые системы Науки о жизни Медицинские технологии
Энергетика и энергосбережение Энергоэффективность Энергоэффективность
  и энергосбережение и энергосбережение
Транспортные, авиационные Транспортные и космические системы Космические технологии
и космические системы    
Ядерные технологии
Таблица 1 Основная проблематика заседаний Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в 2009 году
№ п/п Дата и место проведения заседания Основная тема
1 18.06.09. Лаборатория Касперского, Москва Анонсирование пяти приоритетных направлений технологического развития и критериев их выбора
2 22.07.09. Федеральный ядерный центр ⌠Всероссийский НИИ экспериментальной физики■, Саров Проблемы развития атомной энергетики
3 31.08.09. Владимирская область, Покров Проблемы фармакологической индустрии и разработки медицинской техники. Обсуждение создания центров, которые обеспечат технологический прорыв
4 30.09.09. РНЦ ⌠Курчатовский институт■, Москва Меры по повышению энергоэффективности экономики
5 28.10.09. Научно-техническое объединение ⌠ИРЭ-Полюс■, Фрязино, Московская обл. Проекты в области телекоммуникаций и освоения космического пространства
6 25.11.09. МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва Повышение эффективности институтов развития в работе по пяти приоритетным направлениям технологического прорыва
7 25.12.09. ⌠Газпром■, Москва Возможности участия государственных компаний в процессе модернизации экономики страны
8 20.01.10. Липецк Проблемы технического регулирования

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Ольга Соловьева

Около 80% жителей страны не имеют финансовых возможностей для покупки жилья

0
1637
Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Сергей Коновалов

Как решить институциональные проблемы российской экономики

0
1077
Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

В чем конкретно должна заключаться объявленная государством приоритетность поддержки семьи и детей

0
821
Рюмочная для губернатора

Рюмочная для губернатора

Алкей

Повесть о том, что шаурма без капусты – это как выборы без протестов

0
807

Другие новости

Загрузка...