Газета Наука Печатная версия

25.09.2013 00:01:00

Британские археологи могут переписать историю Древнего Египта

Тэги: археология, египет

археология, египет Нубийские воины. Деревянная скульптура из гробницы монарха в Сиуте. Начало среднего царства (2040 и 1783 (или 1640) до н.э.). Иллюстрация из книги «Древние цивилизации». М., 1989

Группа британских ученых-археологов нашла свидетельства того, как разрозненные сельскохозяйственные поселения, обитающие вдоль великой реки Нил, в течение очень короткого по историческим меркам периода – за 300–400 лет, объединились под руководством царя в единое государство. Ранее историки исходили из предположения, что для возникновения единого государства в тех же условиях потребовалось не менее двух-трех тысячелетий.

Британские исследователи тщательно изучили обнаруженные ими древние останки людей – кости и даже волосы – с использованием новейших методов радиоуглеродного анализа. Они установили, что переход разрозненных земледельческих поселений в единое государство произошел в течение 300–400 лет примерно в 3100 году до нашей эры. Причем именно тогда уже и возникло единое древнеегипетское государство на огромных территориях, почти совпадающих с сегодняшними границами Египта во главе с царем по имени Narmer. Более того, археологи утверждают, что им удалось расшифровать имена первой династии фараонов, создателем которой был царь Aha, который открыл «счет» последующим царям и царицам этой династии: Djer, Djet, королева Merneith, Den, Anedjib, Semerkht и Qa’a. Предполагается, что дольше всех правил король Djer – более 50 лет. Он, видимо, осуществил серьезные реформы, что и способствовало укреплению позиций будущих фараонов.