0
1313
Газета Общество Интернет-версия

07.10.2009 00:00:00

Антикризисная проповедь

Владислав Мальцев
Обозреватель приложения "НГ-Религии"

Об авторе: Владислав Александрович Мальцев - историк.

Тэги: патриарх, кризис, потребление


патриарх, кризис, потребление Для многих россиян и до кризиса "сдержанность в финансовых вопросах" была нормой существования.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Во время пастырского визита в Украину Патриарх Кирилл в своем интервью от 28 июля украинскому телеканалу «Интер» в числе прочего затронул тему экономического кризиса. «Этот кризис несет в себе что-то важное для всех нас. Вскоре после своей интронизации я имел возможность говорить на тему кризиса и напомнил о том, что слово «кризис» в переводе с греческого означает «суд». Любой кризис – это суд. Он ставит человека в состояние некоего внутреннего выбора, в том числе мировоззренческого; он выводит человека из состояния спячки. Он обостряет способность человека критически оценивать то, что происходит с ним и с окружающим миром┘ Современное общество называют обществом потребления. Возможно, нынешний кризис немного поможет осмыслить опасность построения такого общества», – сказал Патриарх.

«Кризис может многому научить: он может научить людей сдержанности, он может научить людей рачительно относиться к своим финансовым возможностям, – продолжил свою мысль глава РПЦ. – В связи с этим очень важно научиться христианской аскезе. Аскеза – это ведь не жизнь в пещере и постоянный пост, аскеза – это способность регулировать в том числе и свое потребление идеями и состоянием своего сердца┘ Таков ответ Церкви: мы должны научиться управлять своими инстинктами, своими страстями, и тогда цивилизация, которую мы построим, не будет цивилизацией потребления».

О предпосылках возникновения так называемого общества потребления Патриарх хорошо осведомлен. Об этом он сам упомянул на встрече с духовенством, преподавателями и студентами Киевской духовной академии в Киево-Печерской лавре: «Чтение современных философских текстов убедило меня в том, что именно так постмодернистская цивилизация представляет себе проблему добра и зла». Понятие «общества потребления» как раз сформулировано философами-постмодернистами.

Описан этот феномен в одноименной книге знаменитого французского философа Жана Бодрийяра, вышедшей на Западе в 1970 году, а в России лишь в 2006 году. Вот отзыв на нее в одной из российских газет: «Время для публикации на русском выбрано точно: именно в сегодняшней Москве и нужно читать этот труд знаменитого французского философа и социолога, именно здесь и сейчас он воспринимается особенно актуально. Обществу потребления от Бодрийяра достается в первую очередь за исчезновение из жизни настоящих отношений. За то, что глубинные связи между людьми замещаются культом приветливости (но приветливости магазинной, «оплаченной»)┘ За то, наконец, что мы становимся винтиками в машине потребления», – пишет автор этой газетной рецензии.


За тонированными окнами патриаршего «Мерседеса» окружающая действительность видится, как ни странно, не в серых, а в розовых тонах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Идеи Бодрийяра получили художественное воплощение во многих культовых западных фильмах (в том числе в знаменитой «Матрице» братьев Вачовских), идею «общества потребления» и бунта против нее развивает фильм «Бойцовский клуб», снятый по сценарию Чака Паланика. За динамичными сюжетами этих картин скрывается целый пласт идей. Герой, которого играет Эдвард Нортон, работает в крупной компании, материально обеспечен, но тем не менее живет с чувством отчуждения от себя и от мира (в котором всё, и люди в том числе, по его словам, «одноразовое»), с неуходящей хандрой и бессонницей, которые он пытается лечить с помощью покупок вещей – быстрой сменой кадров показано, как комплекты новой мебели из каталогов заполняют комнаты его квартиры. И вот однажды, вернувшись из очередной командировки, он обнаруживает, что его квартира полностью уничтожена взрывом. Потеряв все нажитое, бросив работу, он переезжает к случайному знакомому, живущему в разрушенном доме, без телевизора и иных удобств цивилизации, и начинает новую, интересную жизнь. Главная мысль фильма: только потеряв все, мы становимся свободными.

Обитатели западного общества в лице того же героя «Бойцовского клуба» утомлены, пресыщены своим высоким уровнем жизни, который был достигнут в послевоенной Европе уже в 1960-е годы, и подчас бунтуют против него (вспомним студенческие бунты 1968 года, по свежим следам которых и вышла книга Бодрийяра). Проповедь об отказе от утомляющей человека погони за потреблением была бы уместна и в докризисной России 2000-х годов в период бурного роста благосостояния на волне высоких цен на углеводороды (критике пустоты жизни «высокопотребляющих людей» посвящен, например, талантливый фильм режиссеров Сергея Гинзбурга и Александра Стриженова «Упасть вверх», снятый в 2002 году).

Иное дело – критиковать чрезмерное потребление в эти кризисные дни, когда десятки и сотни тысяч людей после массовых сокращений в компаниях без всякой монашеской аскезы в быту руководствуются тем, что Патриарх Кирилл назвал «сдержанностью» в финансовых вопросах. Недавно в Тольятти объявлено о сокращении трети сотрудников АвтоВАЗа (а это 27 тыс. человек, у каждого – семья и дети). «Я не могу сказать, что тольяттинцы сидят на голодном пайке┘ Другое дело, что горожане стали более экономными. Они действительно стали покупать только те продукты, которые им необходимы», – цитируют СМИ слова руководителя департамента потребительского рынка города Хетага Тагаева. Продукты эти, по словам представителей местных сетей, – крупы, консервы, макароны и дешевая водка в пластиковой таре┘ Еще раньше, весной этого года, на подобный голодный паек сели жители многих городов.

Едва получив ненадолго «жизнь как у людей», наши граждане ее потеряли, потеряли не добровольно – в результате разразившегося глобального кризиса, и эта потеря для них очень болезненна. И поэтому если проповедовать им о греховности и необходимости отказа от «высокого уровня потребления» и «культа материального благополучия» (последняя фраза – уже из выступления Патриарха перед рабочими завода «Севмаш» 23 августа, где он говорил в том числе о сохранении производства и рабочих мест на заводе), то это может быть ими расценено просто как издевательство, как попытка уговорами и увещеваниями примирить их с навязанной обстоятельствами нищетой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1650
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1114
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1364
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
859

Другие новости