0
13798
Газета Интернет-версия

28.04.2015 00:01:00

Почему Джон Траволта назвал мрачный бред религией радости

Анна Кроткина

Об авторе: Анна Кроткина – американский журналист.

Тэги: сша, общество, философия, сайентология


Протестующие против саентологии штурмуют дорогую недвижимость империи Рона Хаббарда. 	Фото из фотострима сообщества анонимных участников антисаентологического 	движения (США) в Fliсkr
Протестующие против саентологии штурмуют дорогую недвижимость империи Рона Хаббарда.
Фото из фотострима сообщества анонимных участников антисаентологического движения (США) в Fliсkr

«Во Франции я привык видеть, что дух религии и дух свободы устремлены в разные стороны. Но в Америке я обнаружил, что они близко связаны между собой и дружно правят всей страной», – писал в порыве энтузиазма знаменитый французский историк и политический деятель Алексис де Токвиль, посетивший Америку в 1831 году.

Впечатление религиозной свободы, поразившее Токвиля, во многом определялось тем, что Церковь в Штатах прочно отделена от государства, и ни одно религиозное направление или вера никогда не имели монополии на спасение душ граждан.

Начиная с ее основания Америка была не только убежищем для преследуемых традиционной Церковью европейских сектантов, но и свободным полем для создания новых религиозных сект и новых религий. В XIX веке новоявленные христианские деноминации – Свидетели Иеговы, Церковь адвентистов седьмого дня, пятидесятники, Церковь христианской науки и другие были, как правило, терпимы согражданами и не преследовались государством. 

В ХХ веке секты продолжали множиться. За последние 100 лет в Америке появилось не менее двух десятков новых религиозных групп и культов.

Новые секты, как правило, привлекают к себе внимание общества, только когда во имя своих идей сектанты совершают какой-нибудь массовый акт насилия или саморазрушения. Последней такой группой была «Врата неба». В 1997 году 39 членов этой группы покончили с собой, веря, что души их будут взяты на космический корабль, летящий к Земле на хвосте кометы Хейл-Боп.

Смесь фрейдизма с алчностью

На сегодняшний день внимание американской прессы и полиции начала привлекать Церковь саентологии. По сведениям самой Церкви, она насчитывает 8 млн последователей, разбросанных по всему миру. По словам же сбежавших из Церкви высокопоставленных чинов, Церковь насчитывает не более 30 тыс. верующих, 5 тыс. из которых живут в Лос-Анджелесе. Но Церковь саентологии, основанная Роном Хаббардом в 1954 году, сильна не столько количеством последователей, сколько своими финансами – она обладает триллионом ликвидных активов и десятком миллионов квадратных метров недвижимости. Верования саентологии состоят из элементов научной фантастики и большой дозы фрейдизма.

Душа каждого человека на земле, утверждает саентология, населена существами под названием «Тетаны», которых 75 млн лет назад, борясь с перенаселением, сбросил на нашу землю злой инопланетянин и властитель Галактической империи по имени Ксену. Тетаны, отличающиеся бессмертием, но не чистотой нравов, вселяются в людей при рождении. Саентология при помощи дорогостоящей терапии по типу психоанализа помогает освободить человека от этих инородных существ и изжить в себе не только отрицательные эмоции и последствия собственных негативных переживаний, но и дурной опыт, накопленный в течение прошлых инкарнаций.

Большинство саентологов – малозаметные люди, не афиширующие свою веру. Своей славой Церковь обязана ее знаменитым членам – голливудским актерам Тому Крузу и Джону Траволте.

В документальном фильме Алекса Гибни о саентологии, вышедшем в Штатах в этом месяце, Траволта уверяет, что саентология – религия радости.

С такой интерпретацией спорят дотошные американские журналисты. По их заключению, Церковь жестока и алчна. Богатством пользуются только президент Церкви и привилегированная верхушка вроде Тома Круза. Любое отклонение от правил или церковных директив строго наказывается – члены Церкви могут угодить под стражу и месяцами, а иногда и годами будут под строгим надзором заниматься физическим трудом по 12 часов в сутки.

Самая характерная черта саентологии – преследование диссидентов и критиков. В 70-е годы одним из первых критиков саентологии была молоденькая журналистка Паулет Купер. Когда приятель Паулет рассказал ей, что присоединился к саентологам и обнаружил, что он Иисус Христос, смелая девушка решила проникнуть в секту и посмотреть, что же там происходит. То, что она увидела, ей очень не понравилось – саентологи находились в каком-то трансе, обещания Церкви казались абсурдны и невыполнимы. В 1970 году Купер опубликовала статью со своими изысканиями в лондонском журнале Queen. Сразу после публикации Купер начала получать письма и звонки с угрозами.

Хаббард не топил субмарины

В 1971 году бесстрашная Купер опубликовала книгу «Скандал саентологии». В своей книге Купер разоблачала идеи саентологии и доказывала, что основатель церкви сфальсифицировал свое героическое прошлое военного офицера. Хаббард хотя и служил во флоте, не уничтожал подводные лодки и никогда не был ранен, а лишь страдал от конъюнктивита и артрита.

После публикации книги на жизнь Купер было организовано покушение. В доме, куда она переехала, надеясь уйти от преследования, все соседи получили письма, что Купер – проститутка, страдающая венерическими болезнями и совращающая малолетних. На этом ужасы не кончились. Саентологи подали на Купер в суд, обвинив ее в том, что она угрожала взорвать их церковь. Когда в суде были представлены письма с угрозами в адрес Церкви и на письмах этих были отпечатки ее пальцев, журналистка упала в обморок. Со временем Купер удалось доказать свою невиновность и даже засудить своих преследователей. Однако последующих критиков Церкви – журналистов, юристов, беглых адептов и даже государственных чиновников – ждала схожая участь. Под разными фальсифицированными предлогами саентологи подают на хулителей в суд, устанавливают за ними тайную слежку, убивают собак и подкидывают их трупы хозяевам в качестве предупреждения.

Почему же американское общество мирится с этой маленькой, но агрессивной и глубоко антидемократической Церковью? С точки зрения американского законодательства о вере, как и о вкусах, не спорят. Совершал ли Христос чудеса, летал ли Мохаммед в Иерусалим, находил ли Джозеф Смит, основатель мормонства, золотые скрижали, существовал ли Ксену – дело веры, охраняемой Конституцией. Если люди в ходе своих религиозных обрядов хотят бить себя плетьми, налагать на себя посты или запирать себя в тюрьму, то с точки зрения американского закона это их личное дело.

Но кто эти люди, стремящиеся, отказавшись от собственной воли, запереть себя в жесткой авторитарной структуре? Психологи на этот вопрос отвечают по-разному.

Зачем им оружие?

Терапевт по имени Джо Симхарт из города Рединга в Пенсильвании, специализирующийся на помощи бывшим участникам культов, утверждает, что членом культа может оказаться каждый. «Это дело случая», – сказал мне он.

В своей работе Симхарт опирается на личный опыт – сам он бывший член оккультной секты под названием «Церковь вселенская и торжествующая». Секта эта была возглавлена Элизабет Профет, которая уверила паству в своей способности общаться с «космическими духами» и принимать их откровения и диктовки.

«Все культы построены на доверии, и человек затягивается в культ постепенно. Сперва ему видно только хорошее. Например, саентология обещает сделать вас более красноречивым. Темные стороны выясняются позднее, когда человеку уже трудно дать задний ход». «Секта Профет обещала увеличение творческой потенции адептов. Меня это особенно заинтересовало. Я увлекался живописью Кандинского, Купки, Рериха. Всех их интересовала теософия, которая была как раз частью философии Церкви Вселенской», – рассказывал Симхарт. Кроме работы психолога, Симхарт еще и художник. Стены его мастерской, где происходила наша беседа, увешаны полотнами, отдающими дань любимым им художникам.

Только через несколько лет Симхарт обнаружил, что церковь в ожидании конца света закупает оружие и строит убежища в штате Монтана, а Мать Вселенной, великая Профет, проповедующая вегетарианство и аскетизм, втихаря поедает мясо и заедет сладким мороженым. Симхарт бежал.

Симхарт видит готовность человека принять любую идеологию на веру, как реакцию на технологический прогресс и на демократию, которой так восхитился Токвиль: «Жизнь в современном мире не может дать нам стабильности и уверенности, что завтра не будет отличаться от сегодня. Только человек, научившийся жить с неопределенностью, не пытающийся контролировать мир при помощи всеобъемлющих и неподвижных идей, способен на реальный успех».

Лина Черни, психолог и терапевт из штата Мичиган видит людей, присоединяющихся к культам, несколько иначе: «Желание примкнуть к сплоченным и жестко организованным группам характерно для людей, испытывающих чувство собственной беззащитности – психологической, экономической или социальной. При этом авторитарно организованный коллектив, нужный таким людям для поддержки или самоутверждения, может быть малой семейной группой с культом отца, а может быть государством с культом отца народов».

Что же считать признаками опасности, исходящей от авторитарных группировок и сект, разногласий среди психологов не вызывает. Если ты видишь, что группа препятствует твоему уходу, отползай потихоньку; если власть сосредоточена в руках одного человека – беги; а если группа не терпит критики, сразу кричи «караул».

Вашингтон



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
875
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
798
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
687
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
446

Другие новости