0
4871
Газета Печатная версия

23.01.2018 00:01:00

Искусственный интеллект XVIII века был капризен и полон загадок

"Турок" не начинает, но выигрывает

Юрий Борисов

Об авторе: Юрий Васильевич Борисов – сетевой аналитик.

Тэги: ии, искуственный интеллект, робот, история, шахматы, кемпелен


ии, искуственный интеллект, робот, история, шахматы, кемпелен Реконструкция автомата Кемпелена в музее Хайнца Никсдорфа (Германия). Фото с сайта www.hnf.de

23 января 1734 года в Братиславе в семье высокопоставленного чиновника венгерского происхождения родился Фаркаш Вольфганг Кемпелен – изобретатель, механик и, похоже, авантюрист.

Эта страсть началась с того, что наш герой сконструировал насос, который стал снабжать водой Братиславский замок. Потом таким же механизмом Кемпелен снабдил фонтаны дворцового парка в Вене. Затем взялся за крепостные укрепления в Будапеште. Дальше построил понтонный мост в родной Братиславе и даже руководил работой соляных копий в Трансильвании.

Он действительно был талантлив и продуктивен в своих творческих дерзаниях. Но наивысшую известность приобрел, придумав первый шахматный автомат.

Изобретенный Кемпеленом в 1769 году он имел облик человека, на вид турка. Его наряд только добавлял восторга публике. Но главным качеством «турка» было то, что он почти не проигрывал.

Механическими руками он двигал фигуры. «Шах» объявлял, трижды кивая головой. Если противник делал неправильные  ходы, автомат прекращал игру и замирал.

Император Иосиф II, принимая в 1780 году в Вене великого князя Павла, сына Екатерины II, повелел показать высокому гостю чудо-автомат.  Очарованный князь  пригласил изобретателя в российскую столицу.

 Как известно, Екатерина II была азартной поклонницей шахмат и потому решила сыграть с непонятным то ли механизмом, то ли человеком. Слуги внесли в зал машину. Она состояла из человекообразного «турка», сидящего перед шахматной доской, расположенной на ящике с механизмом.

Перед игрой Кемпелен раздел «турка». Все, в том числе императрица, увидели механические детали и более ничего. Изобретатель распахивал по очереди дверцы ящика, и там тоже оказались лишь рычаги да шестеренки.

Кемпелен завел машину ключом, и «турок» кивнул головой, давая понять, что готов. Изобретатель нажал кнопку, и машина деревянной рукой сделала первый ход – пошла пешкой.

Если придворные дамы были в полуобморочном состоянии, то Екатерина демонстрировала хладнокровие и интерес к поединку. Тем не менее ситуация на доске стала развиваться не в ее пользу.

Кемпелен не мог допустить поражения императрицы. Он сделал какой-то непонятный жест, и «турок» вероломно смахнул с доски все фигуры. Изобретатель смущенно извинился перед величественной соперницей, сообщив в низком поклоне, что машина сломалась.

Екатерина выразила желание купить чудо-шахматиста. Но тут Кемпелен не проявил должной угодливости – он вместе с «турком» покинул Россию и в течение нескольких лет выступал с машиной по странам Европы и Америки.

Эти победные туры только множили число тех, кто пытался разгадать тайну изобретения Кемпелена.

Фокусник-иллюзионист Жан-Этьен Робер-Уден уверял всех, что за механическим интеллектом скрывается некий шахматист Воровский, лишившийся на войне обеих ног и одной руки. Дескать, Кемпелену пришла на ум эта идея, когда он сам «продул» инвалиду серию игр. В положении Воровского было бы странно не согласиться на такое выгодное партнерство.

Правда здесь лишь в том, что на заработанные деньги Кемпелен купил себе титул барона. Что же до Воровского, то его обнаружить так и не удалось. Согласно одному из мифов, во время демонстрации автомата Кемпелена в Филадельфии начался большой пожар. И тогда якобы из ящика выскочил маленький человек. Но это опять же из серии слухов.

После смерти Кемпелена в 1804 году автомат приобрел его продюсер Малзел, который продолжал демонстрации.

В 1809 году выпала честь сыграть с Наполеоном. Талантливый военный стратег умышленно сделал неправильный ход. «Турок» это заметил и сделал поправку. В ответ Бонапарт снова «ошибся». Автомат опять поправил игру. И только когда в третий раз император пошел «не туда», нервы у «турка» отказали и он смахнул фигуры на пол.

Наполеон остался доволен тем, что сумел даже машину вывести из себя. Но уже в следующей партии автомат взял себя в руки и выиграл. Потому как внутри ящика тогда сидел один из лучших шахматистов Австрии. Все-таки, как писали после историки шахмат, Гёте и Эдгар По, видевшие игры «турка», правильно утверждали, что внутри автомата скрыт не карлик и не инвалид, а обычный человек. И этот участник игры  не был виден благодаря системе зеркал, расставленных под соответствующими углами для  маскировки.

Кроме этого, в автомате находилась еще и другая система, рассчитанная на зрительный эффект. Когда в ящике вращались шестеренки, двигались рычаги, крутились валики, зрители верили, что это и есть работа механизма мышления. А когда после каждых двенадцати ходов Кемпелен торжественно снова заводил машину большим ключом, он таким образом давал спрятанному за зеркалами шахматисту время для анализа ситуации на шахматной доске.

Это все было разработано талантом Кемпелена.

Но ничего бы не заработало без мастерства  тех знаменитых шахматистов, что в течение десятилетий играли вместо «турка». Из 300 партий они проиграли только 6. Вот имена мастеров, сделавших славу Кемпелену, – Альгейер, Муре, Вейле, Уильямс, Льюис, Александр и Шлумбергер.

Искать в энциклопедиях их физические параметры теперь уже никому не интересно. Сегодня каждый может найти себе виртуального «турка» и играть с ним во что угодно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Ольга Соловьева

Пекин отвергает претензии к "избыточным" производственным мощностям

0
872
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
258
В смирненькие уже не гожусь

В смирненькие уже не гожусь

Вячеслав Огрызко

Исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

0
633
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
619

Другие новости