0
1124
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.10.2000 00:00:00

Мелодрама по-Триеровски

Тэги: Триер, кино


ОЧЕРЕДНЫМ событием московской художественной жизни стала премьера фильма знаменитого датского режиссера Ларса фон Триера "Танцующая в темноте". Эта картина стала завершающей в его "трилогии о добре" "Золотое сердце". Первая - драма о страдании и чуде "Рассекая волны", снятая в суперкрупном формате ручной камерой великим немецким оператором Робби Мюллером, получила приз "Феликс" за лучший фильм и лучшую женскую роль и Гран-при жюри МКФ в Каннах, а Триер обрел триумфальное признание как "величайший режиссер современности" и постоянную "прописку" в Каннах. Именно там состоялись премьеры следующих двух картин - "Идиоты" и "Танцующая в темноте". Последнюю также отметили наградой - "Золотой пальмовой ветвью" Каннского фестиваля. И, как оказалась, не зря. Фильм действительно можно назвать фильмом года, а может быть, и не одного.

Сюжет картины весьма тривиален, мелодраматичен. Америка, 1964 год. Чешская эмигрантка Сельма вместе с 12-летним сыном снимает у друзей трейлер в захудалой деревеньке. Несмотря на прогрессирующую слепоту, она работает на местной фабрике, штампует какие-то тазы, а в свободное время, чтобы еще подзаработать, нанизывает заколки на картонки. Каждую копейку она откладывает на операцию сыну, чтобы и он не ослеп. Когда сумма почти собрана, ее бессовестно обкрадывает "друг"-полицейский Билл. Сельма пытается вернуть свои сбережения и случайно убивает Билла. Итог понятен - она попадает на скамью подсудимых и ее приговаривают к смертной казни через повешение. Все.

Но с первых же секунд понимаешь, что перед тобой незаурядный голливудский проект: фильм начинается с исполнения увертюры в абсолютно темном зале. И вот пошли первые кадры: камера дрожит, дергается, ее наезды, повороты - все смазано, как будто снимал неумелый школьник. Но когда появляется Сельма, в синем рабочем халатике, платочке и в очках с толстенными линзами, становится ясно, что видишь мир ее полуслепыми глазами. Маленькая, темноволосая, раскосая исландская певица Бьорк как нельзя лучше подходит на эту роль. Полуженщина-полудитя, она так естественно и непосредственно держится, словно живет этой жизнью. Так играть могут только животные или дети. Она в своей стихии - поет и танцует, - ведь Сельме помогает выжить только ее любовь к музыке. Она живет двойной жизнью. Одна - это слепота, тяжелая работа, ложь и предательство друзей. Другая - музыка, классический мюзикл, в котором даже ее враги поют вместе с ней. Чтобы не сойти с ума, она пытается слышать музыку везде: и в шуме станка, и в стуке колес, и в шорохе карандаша, и в топоте ног.

Бьорк словно создана, чтобы вызывать жалость, так и хочется ее погладить по голове и сказать: "Не плачь..." Но по характеру ее героиня - самоотверженная, сильная мать-одиночка, готовая принести в жертву все, даже свою жизнь, ради спасения сына от наследственной слепоты. Весь фильм пронизан глубоким психологизмом, который проявляется не только в игре актеров, но и в самой режиссуре. Он позволяет проникнуть во внутренний мир героини, благодаря чему картина ничуть не напоминает простенькую мелодраму. Мир предстает в полутонах, в постоянно сгущающемся сумраке и однообразии цветов - цветовая гамма очень приближается к черно-белой. И это не только физическое ощущение героини, но и ее мировидение: ее одиночество, враждебность окружающей жизни. Реальность мрачна и тяжела, но в душе Сельмы живут свет и музыка. В своих мечтах она с улыбкой кружится в вихре танца.

Через частную судьбу этой сильной женщины Ларс фон Триер выводит зрителя к размышлению над извечными проблемами добра и зла, одиночеством человека в этом эгоистичном мире, способностью к самопожертвованию и истинной любви. И ни один не остался равнодушным: фильм закончился под бурные аплодисменты заплаканных зрителей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1591
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1599
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1278
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1108

Другие новости