0
2089
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.02.2001 00:00:00

Мифы наших дней

Тэги: общество, народ, мифология


В СЕРЕДИНЕ 90-х я пытался уехать из североосетинского города Моздок в Ингушетию. Увы, это оказалась очень непростой задачей: таксисты (а большинство из них были славяне) отказывались ехать к "этим бандитам". Когда же я все-таки добрался до Ингушетии, то, пожалуй, больше всего меня поразила доброжелательность местных жителей. При этом у гостеприимных хозяев оказался серьезный повод беспокоиться за мою безопасность: ведь возвращаться домой я собирался через территорию Северной Осетии, где, "как всем известно, не считается грехом ограбить и убить приезжего". Тогда я впервые воочию убедился в существовании национальных стереотипов. Впоследствии мне еще не раз приходилось сталкиваться с этой проблемой в самых разных уголках планеты.

Любопытный парадокс последнего времени - проявившийся во многих "горячих точках" неожиданный антисемитизм местных жителей, которые зачастую даже и не видели евреев. Так, например, до войны чеченцы относились к этому народу достаточно доброжелательно, сегодня же ситуация изменилась кардинально. Автору неоднократно приходилось слышать от самых разных людей в республике, что "чеченцы стали жертвой мирового сионистского заговора" и "евреи руками глупых русских убивают мусульман". После вторжения чеченских боевиков в Дагестан главный идеолог республики Мовлади Удугов заявил, что чеченцы борются не с русскими, а с мировым сионизмом и что конечная цель нынешней войны - "освобождение Иерусалима". Показательно, что как только муфтий Чечни Ахмад Кадыров согласился на сотрудничество с федеральными властями, на сайте сепаратистов kavkaz.org появилась статья, в которой "убедительно" доказывалось, что тейп "предателя" принимал в свое сообщество горских евреев и, по существу, уже не является чеченским. Наиболее убежденными антисемитами в Чечне стали так называемые "ваххабиты". Вот как описывает их отношение к евреям грузинский политик Георгий Заалишвили, просидевший год в заложниках у чеченцев: "Больше всего фундаменталисты ненавидели почему-то не русских, а евреев. Они снабжали меня литературой, практически не отличимой от той, что распространяют в Москве общество "Память" и ему подобные организации. Жидомасонский заговор был одной из любимейших тем их разговоров".

Самое интересное, что евреев обвиняют в своих бедах даже африканцы. Так, в далекой африканской стране Руанде в 1994 году произошла кровавая бойня между народностями хуту и тутси, стоившая жизни почти миллиону человек. На сегодняшний день это наиболее широкомасштабная гуманитарная катастрофа в мире. Высокорослые кочевники тутси ведут свое происхождение от шаронильских племен, переселившихся на территорию Руанды в XV веке. Легенды тутси утверждают, что раньше они жили в стране Миср, то есть в Египте. И хотя сейчас в Северной Африке нет ни народов, похожих на тутси, ни скота, подобного их длиннорогим коровам-иньямбо, на рисунках, сохранившихся со времен фараонов, можно увидеть изображение коров с огромными лирообразными рогами и высоких чернокожих пастухов с классическими чертами лица. Интересно, что даже сегодня, после нескольких столетий проживания в экваториальной Африке, у тутси сохранились музыкальные фольклорные произведения, более близкие к арабской, чем к африканской музыке. Переселившись на территорию современной Руанды, кочевники-тутси покорили низкорослых земледельцев хуту и создали феодальное государство, схожее по своей структуре со средневековыми европейскими монархиями. Захватившие Руанду в середине XIX века немецкие колонизаторы и вскоре сменившие их бельгийы не стали ничего менять в устоявшейся системе и управляли колонией с помощью тутси. Сегодня в африканской прессе уже появились статьи, доказывающие, что тутси являются потомками евреев. При этом публицисты делают акцент на то, что "пришлые евреи эксплуатируют коренных африканцев". Авторов этих "научных изысканий" не смущает, что исповедующие христианство (а не иудаизм!) тутси обладают даже более темным цветом кожи, чем средний африканец, а территорию современного Египта они покинули через много веков после изгнания оттуда евреев.

Устойчивые негативные характеристики в адрес друг друга нередко дают и различные этнические группы, образующие единый народ. Так, во время гражданской войны в Таджикистане некоторые лидеры таджикской оппозиции заявляли, что их противники являются "нечистыми" таджиками. Например, в беседе с автором этих строк председатель республиканской Демократической партии Шодмон Юсуф утверждал, что "у так называемого таджикского народа нет ни одной песни, удовлетворяющей все регионы. Племенное сознание признает право на выживание только представителей данного племени. Чисто персоязычным племенам таджиков присуща большая духовность", а "бесчеловечные действия" ленинабадцев и кулябцев (этнические группы таджиков. - И.Р.) "демократ" объяснял их "смешением с тюркскими племенами и остатками монгольских завоевателей". Теории о своей исключительности существовали и у памирцев, доказывающих, что из всех этнических групп таджиков только они являются прямыми наследниками древней арийской культуры и (одновременно!) потомками Александра Македонского.

В Косово же мне приходилось слышать даже от образованных албанцев, что "сербы - это плохие русские". По этой местной легенде, несколько веков назад русские изгнали из своих земель воров, проституток и бандитов. Эти люди отправились в Юго-Восточную Европу и обосновались на территории современной Югославии. Так, согласно этой "исторической версии", и "образовался сербский народ". "Вы хотите, чтобы мы вместе жили с людьми, которые не могли ужиться даже с медведями!" - доказывали мне свою правоту косовары.

В свою очередь, оказавшимся в международной изоляции сербам стал просто необходим друг и заступник в лице могущественного народа. Этой чести удостоились близкие им по языку и культуре русские. "Зачем ты говоришь на фашистском языке?!" - почти кричал на меня официант в белградском кафе, к которому я обратился по-английски. "Американцы бомбят нас, славян! Говори по-русски. Сербы и русские - братья, и должны быть вместе". Во всех местных кафе и барах звучала популярная песня: "Нас и русских - триста миллионов". Показательно, что так же, как и наши националисты, сербы считают русскими и украинцев с белорусами. Само же разделение восточных славян на три народа воспринимается здесь как происки врагов России. В беседе с гражданами нашей страны местные жители любили подчеркивать, что у их народа существует следующая поговорка: "Сербы верят только в Бога и Россию".

Действительно, путешествовать по Югославии для наших соотечественников легко и комфортно. Фраза, что вы прибыли из России, производит на местных жителей просто ошеломляющее впечатление: они тут же начинают излучать доброжелательность и пытаются любыми возможными для них способами сделать вашу поездку более приятной. Увы, так было не всегда. Еще в начале 80-х отношение к русским было достаточно сдержанным. Тогда очень многие сербы ориентировались в первую очередь на США и на Европу, а не на изолированную от внешнего мира "империю зла". "Нас поражало, что в Советском Союзе нельзя купить даже джинсов, а советские дети, как нищие, клянчат у иностранцев жвачку. Если честно, мы смотрели на вас немного свысока и не слишком часто вспоминали о наших общих языковых и культурных корнях. Сегодня же, когда весь мир отвернулся от нас, нам осталось верить только в Россию", - приходилось слышать автору этих строк.

Вообще возвеличивание до абсурда своей роли в истории - очень характерное явление для переживающих национальную катастрофу народов. Так, например, после вооруженных столкновений с осетинами группа ингушских интеллектуалов написала открытое письмо руководству России, в котором утверждалось, что уже в "течение пяти тысячелетий ингуши являются самым дискриминируемым народом мира". Откуда взялась цифра в пять тысячелетий и почему все-таки ингуши являются САМЫМ дискриминируемым народом в мире, авторы письма не объясняли. Аналогичные "исторические сенсации" публиковались и в Северной Осетии. Во Владикавказе была издана книга, в которой доказывалось, что 11 апостолов Иисуса Христа были осетинами, и лишь один, естественно Иуда, - еврей.

Пожалуй, наиболее часто абсурдные историографические изыскания появляются в Чечне. Так, Джохар Дудаев утверждал, что чеченцы являются основоположниками мусульманской веры. По его мнению, такая великая религия, как ислам, могла возникнуть не в безжизненной Аравийской пустыне в обществе кочевников, а в райском уголке земли, среди людей высочайшей культуры общения и взаимного уважения. Таким местом первый президент республики считал свою родину. Согласно современной чеченской историографии, Ноев ковчег находился на вершине чеченских гор, а восемь его обитателей, включая самого Ноя, были предками современных чеченцев. В Чечне появились и другие необычные исторические изыскания. Так, например, доказывается, что традиционные чеченские башни являются макетами космических кораблей инопланетян, посетивших Чечню много веков назад. Именно общение чеченцев с инопланетянами и является убедительным доказательством избранности чеченской нации.

По-видимому, именно безмерное, неподтвержденное никакими реальными фактами возвеличивание своего народа является одним из серьезных симптомов переживаемого нацией кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
725
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
838
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1194
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
951

Другие новости