Писатель и историк Александр Никишин не только автор пяти книг о водке, его историческая коллекция по теме "Вино и водочное производство", научно обработанная, более 3000 экспонатов, выставлялась в программе подготовки празднования 500-летия русской водки во многих городах России, в московском Манеже и Лондоне. Это не только уникальные экземпляры нашей и мировой материальной культуры, но и систематизированные документы, подчас раритеты. Сейчас возглавляемый им авторский коллектив готовит к выпуску итоговую книгу "Война за русскую водку".
- Реформа началась с привлечения лучших научных сил России, - говорит Александр Никишин. - Сначала ученые-физиологи, положив в основу работы сеченовскую диссертацию еще 1860 года "Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения", составили комиссию, изучившую вопросы действия алкоголя. В научном, равно как и общественном мнении конца XIX века бушевала целая буря мнений по поводу алкоголя. От принципиальных противников, как Эрисман, до признающих полезность спирта при определенных условиях (профессор Данилевский вывел и пороговую цифру - 5% содержимого желудка).
- То есть, как я позволю себе интерпретировать, благоразумно оставив "за скобками" природу человеческого инстинкта как такового (вопрос действительно скорее богословский) и признав тщетными попытки некоторых ученых-гигиенистов "предписывать законы инстинкту", наши ученые выделили в этой безбрежной теме и несколько пунктов возможного и реального приложения усилий разумного государства. Первое - дозы принимаемого алкоголя и его место в пищевой диете. И главное, второе, - примеси - основная причина всех болезненных последствий.
Таким образом, ученые "приговорили" не алкоголь, а - кабак.
- Верно. А у физиологов уже принял эстафету наш великий Менделеев, чьи работы по смешению и очистке спиртов и создали тот знаменитый русский эталон, на основе которого начала производиться государственная водка "монополька", производящаяся до сих пор на московском "Кристалле". В 1894 году менделеевская сорокаградусная водка была запатентована под названием "Московская особенная". (Прижился, как мы знаем, вариант "Московская особая".) Вот откуда пошла история знаменитой марки, так пошло окончившаяся в наши уже дни - элементарным уворовываньем у государства в процессе прихватизации.
Виттевская реформа проходила 8 лет. В 1894-1902 годах Россия была разделена на 4 очереди. И в январе 1901 года на Казенном винном складе # 1, на Ново-Благословенной улице (правильнее - Ново-Богословенная - от рядом стоящей церкви), при не полной еще готовности были выгнаны первые ведра качественной "монопольки". А 24 июня 1901 года, за неделю до введения винной монополии в Москве, на заводе был молебен, благословение иконой Иверской Божией Матери. Первым директором стал И.Н. Веневитинов.
- Позволю себе такое сравнение. Не менее известная метрическая реформа. В парижском пригороде Севр хранится тот платиновый брусок - эталон метра. И завод # 1, ныне "Кристалл", - подобный же хранитель русского водочного эталона. Только его задача чуть-чуть посложнее: хранить, воспроизводить и распространять по всему миру этот эталон.
- Одно только отличие, но показательное. Севрское хранилище - крупный объект международного туризма. Мекка. Сотни тысяч туристов инвестируют Францию. Видел я и музей шотландского виски. Десятки миллионов фунтов в год. Это к вопросу нашей материальной культуры. Хранению и просвещению.
- Может, увидим и музей "Русской водки" на заводе "Кристалл". Тем более работа в этом направлении, кажется, идет. И этот юбилей, столетие, окажется не просто праздником с VIP-фуршетом, а случаем обернуться к себе, к своей истории. А история┘
- А история? История повторяется. Введение государственной монополии шло с большим скрипом. Целенаправленная травля "отца" монополии Сергея Юльевича Витте. В каких только грехах его не обвиняли. Евреев-кабатчиков из страны изгнал, частный водочный промысел придушил, деньги государственные прикарманил.
- Что-то похожее в сегодняшней прессе о "Росспиртпроме", осуществляющем водочную реформу на новом витке.
- Именно. Сегодня идет травля руководства "Росспиртпрома". Не порядок они наводят, а карманы набивают. Фактов нет, но, когда травили Витте, разве искали факты? По расхожему принципу: "Все воруют в верхах". А то, что "Росспиртпром" навел порядок на заводе "Кристалл", вернув его в лоно государства, - это не факт разве? И то, что к столетию "Кристалл" подошел не только с великолепными показателями, но и наконец-то решенной проблемой руководства, слаженностью и дисциплиной во всех сферах деятельности, - это разве не факт?
- Возвращение "Кристалла" в гособорот - это, конечно, главное. Флагман отрасли, завод со столетними традициями...
- А между прочим, мало кто помнит о вкладе "Кристалла" в победу над фашизмом. "Наркомовские сто граммов", титаническая работа по снабжению действующей армии, миллионы декалитров водки и спирта. С началом войны "фирменным" изделием завода стал знаменитый "Коктейль Молотова".
- Основные потребители, как понимаю, господа Гудериан и Клейст с коллегами┘
- Между прочим, разлитие в стеклотару горючей смеси в условиях бомбежек и пожаров - тут как раз и пригодилась технологическая дисциплина завода # 1. 22 июля 1941 года в день массированного налета от попадания бомбы выгорел главный цех завода. Сохранилось и основное производство - для нужд фронта.
- Есть такая байка. В 1941 году Сталин приказал доставить "из застенков" старого, еще царского генерала. Вопрос, понятно, один. Генерал отвечает: "Отстоять Москву помогут три вещи на "Ш": шало, шпирт, шухари".
- Отстояли. После Победы почетное знамя ГКО было передано заводу на вечное хранение. После войны мирное производство восстанавливается и растет. Создается цех # 1 - напитки высочайшего качества для Кремля. Каждая бутылка снабжена сертификатом с личными подписями специалистов. В 1953 году винокур В.Г. Свирида создает одну из лучших русских водок "Столичная". В 54-м - триумф "Столичной" и "Московской особой" на выставке в Лондоне, полная победа над американской "Смирноффкой".
В 1980 году директором завода становится В.А. Ямников. Его 17 лет на посту - "второе рождение" завода. В 1987 году Московский ликероводочный завод принимает имя "Кристалл". С 1993-го завод преобразовывается в открытое акционерное общество. Контрольный пакет держит государство.
В 1995 году американская премия "Факел Бирмингема" - "┘за успешное экономическое выживание и развитие в тяжелых условиях".
- О да. Руководство той поры, их советники и советнички - это, безусловно, "тяжелые" условия. Экстремальный бизнес. Один грузин со слезами рассказывал мне (хотя на тот момент прошло уже лет десять с момента "Горби-акта"). Вырублен столетний виноградник. Что сажать взамен? Разнарядка пришла - арбузы. Вообразите: уходящие в горы террасы. В определенный момент "хвостик" пересыхает и вот┘ катящиеся вниз, прыгающие, подлетающие арбузы. Стены домов и сараев - как после обстрела. Картина. Хичкока только "уже нет с нами". Кто еще воссоздаст этот эпос!
- В 1998 году "Кристалл" стал первым в России предприятием, получившим международный сертификат соответствия. Потом Гран-при "Символ России", приз "Лидер национальной экономики". Государственная премия Российской Федерации.
Я к чему все это рассказываю? Завод с такой историей не может и не должен быть яблоком раздора между государством и частными лицами. Слишком заметная величина в водочном мире. И таким он и должен быть в следующем столетии. Олицетворением государственной мощи, а не смут эпохи перестроек. Предприятием, которым по праву будет гордиться и следующее поколение россиян.