0
760
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.09.2001 00:00:00

Хорошие руки

Тэги: эстония, таллин, рига


ЭТА ЭСТОНИЯ, тот Таллин, та Рига. Места, которые мы все любили. Кафе, где тогда сидели дамы в коричневых и бежевых шляпках и пили такого же цвета кофе из крошечных чашек. Черепичные крыши. Тайны людей, живущих под черепичными крышами. Невозможность подружиться с этими людьми. Как я надеялась на них! Они все поймут, думала я. Но они оставались там, далеко, где-то в своей собственной жизни, каждый отдельно (и между собой тоже отдельно). "Тере-тере!" - восклицала я. Они осторожно отзывались. Чудо их огромных хоров на певческой поляне. Дело дошло до того, что я знала наизусть эстонский полузапрещенный гимн старых времен и латышские народные песенки. И по-литовски тоже что-то умела. Наша Европа - вот что такое были они. Наш свободный, умный, прекрасно устроенный мир. Надежда на изменения. Прообраз будущих теплых рук моих переводчиков-славистов.

Однако с Эстонией дело обстояло у меня односторонне. Совсем запрещенная и безо всякой надежды, к тому же пребывая в образе кенгуру (с сыном в кармане), я, однако, поехала к знаменитому театральному режиссеру Карелу Ирду в Тарту, повезла ему пьесу "Чинзано".

- Кто такая, - сказал он мне, остановившись в фойе, - нет, таких не знаю! Какую пьесу? Нет, нам никаких пьес не натто.

Я повернулась и пошла вон из этого театрального вестибюля, и тогда он, выдержав длинную (до дверей) паузу, картинно рявкнул:

- Стойте! Хороссо, оставьте пьесу. Мои ассистенты проссьтутт! И ответтят вам в тессение месясса!

Он уже тогда и дал ответ, никто никогда не написал мне оттуда.

Однако спустя годик эстонские режиссеры из Таллина почему-то начали меня искать и требовать вторую часть пьесы, которую, по их сведениям, я уже написала. И я вскоре поехала в Таллин на свою первую в жизни премьеру в настоящем театре, "Ноорсоотеатре". Они там из конспирации выдали меня за эстонского автора и получили разрешение цензуры, скрывши от Министерства культуры СССР русский текст. Также мне велели на премьере молчать по-русски. После премьеры на банкете я, разумеется, встала и затянула их гимн: "Му иссама┘ он мину арм┘" Они серьезно, без помпы, поднялись с мест. Я им сказала: "Мы одной крови - вы и я. Нас одинаково притесняют". Но уже эту тему они развивать не стали.

И вот теперь на фестивале в Анапе я увидела этот эстонско-латышский фильм "Хорошие руки". Латышка-воровка в доме юного и прекрасного эстонца-полицейского. Они в результате полюбили друг друга, но воровка сбежала от полицейского, когда выяснилось, что он все давно знает и прячет под матрасом разыскной лист с фотографиями ее и сестры. Весь фильм - это медленные разговоры, скромные обстоятельства жизни, покой и тихая пристань для бедной воровки, и никто никого не хочет ловить, уличать и выдавать, а все только помалкивают, помогают и спасают. Милые люди! Стоматолог, который с воем зубовным бурит у себя во рту; мальчик - гений инженерной мысли, талантливый ученик воровки; девушка-ворюга, в которую влюблены тут все и больше всего мальчик. Но вот преступнички сбежали от юного полицейского и уже пребывают в Латвии, посещают дурдом, где им явлена сестра воровки, сумасшедшая-овощ, гнущая во рту алюминиевые ложки во время кормления ("Приступ агрессии", - шепчет испуганный персонал и в отчаянии сбегает), - а во время этого приступа больная вдруг видит сестру, выхаркивает уже сдвоенную ложку и вопит: "Ты!!! Где ты была! Я тут должна изображать овощ! А ты все не идешь!"

И бег этих троих по чинному рижскому проспекту (воровка, мальчик-ученик и больная в смирительной рубахе с развязанными рукавами, которые реют, как крылышки на сандалиях бога-воришки Гермеса)┘

Пусть все это сказка, но это правильная сказка - про страну, где тебя не очень-то хотят (и друг друга тоже), но потом - непостижимо как - вдруг берут тебя в свои хорошие руки, выручают из беды с вежливым и равнодушным видом, спасают, кормят, выдают тебя за свою┘ И все это с таким типично эстонским юмором, с удовольствием бормоча что-то про "горячих эстонских парней".

Я смеялась на этом фильме, как когда-то смеялась на "Скромном обаянии буржуазии" Бунюэля, иногда одна в зале.

Мне скажут: ты пристрастна.

Да.

Мне радостно, когда через пространства, минуя время и языки, кто-то умно, насмешливо и нежно говорит со мной (причем по-русски, эстонцы с латышкой так и объяснялись):

- Этто прафильно, сто ты форофка, а я полиссейский. Ты путешь сидэтт, а я путу сидэтт вместтэ с топой┘ Такая путтет у нас семья┘ Ф отной камэрэ┘

Анапа


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1493
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
897
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1094
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1329

Другие новости