0
682
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.07.2002 00:00:00

Главный режиссер - всего лишь режиссер

Тэги: захаров, ленком


- Марк Анатольевич, можно ли в искусстве дружить с людьми, не разделяющими твои художественные или политические взгляды?

- Очень сложно. У нас своя ментальность, исторические традиции. Чехов заметил: два французских интеллигента встречаются, выпивают и говорят о детях, о собаках, о зарплате. А наши - сразу о мироздании, о проблемах общеисторического значения, о правительстве... Поэтому, если ты диаметрально расходишься с человеком по каким-то вопросам, дружить трудно. Хотя исключения, наверное, есть.

- Поэт в России больше чем поэт. А режиссер?

- Я бы не нагружал театр дополнительной миссией, как в свое время делали поэты, собиравшие стадионы в "Лужниках" и Политехническом.

- Чего вам не хватает в современном театре?

- За последнее время я получил истинное удовольствие только дважды. Один раз - в театре Фоменко на спектакле "Абсолютно счастливая деревня", а второй раз - на спектакле молодого режиссера Кирилла Серебрянникова "Пластилин" в Центре имени Высоцкого. Это экспериментальный театральный центр, которым руководят Казанцев и Рощин. Интересная лаборатория. Там правда существования на сцене сочетается со стрессовыми ситуациями, в которые веришь. Понимаешь, что они создаются не путем каких-то литературных изысков, работой голосовых связок или лицевых мускулов. Вся клеточная структура, весь организм актера перестраивается и входит в напряженную стрессовую ситуацию, в ситуацию крайнего психического и нервного напряжения. И все это - в сочетании с мастерским режиссерским рисунком.

- "Юнона" и "Авось" на сцене "Ленкома" идет вот уже два десятилетия. Говорят, сначала поэма Вознесенского "Юнона" и "Авось" вам не понравилась...

- Не скажу, что я был от поэмы в восторге - у поэта есть вещи и получше. Но потом он начал писать новые и новые стихи, дополняющие текст либретто, в результате чего у него и Алексея Рыбникова и получилось такое удивительное произведение... История графа Резанова и Кончиты уже принадлежит всему миру, нашей памяти. Впрочем, мы к свой истории проявляли и проявляем очень большое пренебрежение - так, могила Резанова уже снесена бульдозером в отличие от могилы Кончиты на кладбище в Сан-Франциско - она представляет из себя художественную ценность и потому сохранилась. Любовь графа Резанова и Кончиты поражает общепланетарным размахом: девушка, ожидающая своего жениха 35 лет, - это своего рода выход в космос, нарушение границ всякого здравого смысла, утилитарных и нормальных человеческих представлений о том, как нужно прожить жизнь. Вероятно, это посланный нам свыше урок, какой-то опыт человеческого организма и сознания, которое может подняться до такого с точки зрения быта бессмысленного акта. Этот урок производит громадное воздействие на людей именно потому, что здесь нет того утилитарного смысла, прагматического начала, к которому мы все сейчас так стремимся.

- Наверное, после "Юноны" к вам посыпались предложения продолжить опыты с рок-оперой?

- После "Юноны" и "Авось" к нам в театр поступало очень много предложений сделать спектакль в этом жанре - "Сайгон", "Кабаре", "Фантом в опере" - известные западные мюзиклы. С точки зрения просветительского начала это полезное дело - снять кальку и сотворить какой-то секонд-хенд, который познакомит нашего зрителя с западным мюзиклом и расширит границы московского театрального пространства. Но у меня и моих друзей не было никакого желания повторять зады Бродвея - это чужая история, к тому же уже пройденная до нас.

- В чем загадка долгой жизни "Юноны" и "Авось"?

- С этим спектаклем были связаны необъяснимые явления. Начало восьмидесятых для "Ленкома" было очень напряженное время, все наши спектакли проходили трудно. Ни один спектакль в "Ленкоме" в 70-80-е годы не принимался с первого раза цензурной комиссией. А "Юнона" и "Авось" была сразу разрешена. Помню, как одна дама из цензурного комитета, которая ломала кости всем постановкам, сказала нам, что спектакль очень хороший, особенно удалась роль Казанской Богоматери. Я был некоторое время в шоке. Андрей Вознесенский поведал: поскольку в спектакле есть некое музыкальное и визуальное отображение образа Казанской Богоматери, который помог нашему главному герою графу Резанову, - надо ехать в храм, благодарить Казанскую Богоматерь и ставить свечку. Мы так и поступили - приложились к иконе, поблагодарили ее, потому что объяснить произошедшее ничем иным было невозможно.

- Не пора ли замахнуться снова на рок-оперу?

- Двадцатилетняя пауза, может быть, была связана именно с тем, что не хотелось делать продолжения "Юноны". Это будет очень похоже на ситуацию, связанную с предложениями, которые я получал, - например, снять вторую серию "Обыкновенного чуда", "Того самого Мюнхаузена". Что касается новой рок-оперы, то, на мой взгляд, новый спектакль должен быть чем-то другим - и по музыке, и по смыслу, и по стилистическим признакам. Само произведение должно быть совершенно не похоже на "Юнону". В спектакле, который сейчас делают для нас Вознесенский с Рыбниковым, будут заняты драматические артисты, имеющие склонность к вокалу, пластике, хотя не исключено, что мы пригласим и профессиональных певцов, которые будут вместе с живым оркестром находиться на сцене.

- Кто у вас в доме хозяин?

- Одно время хозяином считал себя я. Впрочем, у дочери жил пес фокстерьер, которого она иногда нам подбрасывала. Так вот он, самоутверждаясь, нередко рычал на жену. Сейчас ситуация поменялась: наверное, мне просто надоело командовать дома и принимать решения бытового характера.

- Отпустили бы вы свою жену в политику?

- Трудно такое представить. Это все равно что мне (кстати говоря, актеру по образованию) выйти на сцену и играть кого-нибудь - к великой радости артистов, которым иногда не хватает развлечений. Как-то мне один драматург принес пьесу: мол, пять лет работал, специально для вас написал! "Про что пьеса-то? - спрашиваю. - Вроде бы вам мы не заказывали?" - "Про Пушкина". - "А кто у нас в "Ленкоме" будет играть Пушкина?" - "Вы, Марк Анатольевич!" - сказал он с укоризненной улыбкой. И я представил ту радость, которую испытает коллектив, когда я буду наклеивать себе бакенбарды и парик и потом выходить в роли Пушкина на сцену.

Я удивляюсь, что некоторые главные режиссеры еще и любят выйти на сцену и что-нибудь изобразить. Во мне лицедейское начало, наверное, осталось, но оно трансформировалось в другие формы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
846
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
651
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
853
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
583

Другие новости