0
989
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.10.2002 00:00:00

"Кадиллак" командует парадом

Тэги: кодиллак, автомобиль


Работая корреспондентом РИА "Новости" в Японии, я как-то побывал в штаб-квартире крупнейшей автомобильной компании "Тойота", где мне рассказали о многолетнем и мучительном процессе завоевания японскими машинами прочного места на главном автомобильном рынке мира - в США. Я вспомнил об этом сейчас в связи со знаменательной датой - столетием американского "Кадиллака", опыт которого столь тщательно и успешно изучили японские автомобильные компании в 60-70-е годах, чтобы в 80-е в буквальном смысле вытеснить хозяина из его собственного дома. "Кадиллак" был выбран в качестве образца успеха не случайно: в течение 100 лет - начиная с применения электрического стартера, 16-цилиндрового мотора, автоматической трансмиссии и плавных амортизаторов - именно эта машина, по выражению американских специалистов, "командовала парадом".

Рождение автомобильной марки "Кадиллак" пришлось на октябрь 1902 года. Повивальной бабкой неожиданно для всех стал главный механик завода Форда Генри Лиланд, к которому акционеры "венчурного" в те годы предприятия, оказавшегося банкротом, обратились для составления описи и продажи с молотка всего наличного имущества. Лиланду суждено было стать "мозговым трестом" фордовского производства на многие десятилетия вперед, а в тот момент, изучив ситуацию, он внес свое первое предложение: скомбинировать фордовские шасси новейшего выпуска с одноцилиндровым мотором, который разработал "Олдсмобиль". Так в августе 1902 года Лиланд и бывшие соратники Форда создали компанию "Кадиллак Отомобиль", которая уже в следующем, 1903-м, представив свою продукцию "Кадиллак" стоимостью 850 долл. на Нью-Йоркском автошоу, получила 2286 заказов и выпустила невиданное в те годы количество автомобилей указанной марки - 2500. Успех, неизменно сопутствовавший "Кадиллаку" с того времени и вплоть до 80-х, не в последнюю очередь объясняется огромной энергией и творческой смелостью Генри Лиланда, который постоянно изыскивал все новые возможности усовершенствования марки. В 1905 году "Кадиллак" обзавелся четырехцилиндровым мотором, в 1907-м Лиланд заказал в Швеции манометры Иохансена, позволившие выпускать более точные детали, в результате чего в 1908 году "Кадиллак" выиграл престижную премию Томаса Дьюара, ежегодно вручаемую Лондонским Королевским автомобильным клубом за наиболее важный прорыв в технологии автомобильного производства. Свое абсолютное технологическое превосходство "Кадиллак" доказал следующим образом: три машины были разобраны на отдельные детали, которые были затем "свалены" в одну кучу и "перемешаны". Собранные вновь из частей, выбираемых без разбора из этой "общей кучи", три машины преспокойно уехали, стоило водителям завести мотор.

Значение "мозгового треста" в обеспечении неизменного успеха лидера автомобилестроения было столь очевидно, что купивший производство "Кадиллака" в 1909 году "Дженерал моторс" сделал Генри Лиланда президентом новой компании. Решение с лихвой оправдало себя: в следующие годы "Кадиллак" представил первый в мире успешно действовавший элeктрический стартер, разработанный легендарным Чарлзом Кеттерингом, что обеспечило марке еще одну премию Дьюара и вызвало зависть всех автопроизводителей в мире. В 1915 году стало ясно, что американский лидер не только обогнал всех своих потенциальных соперников, но, по существу, вырвался за пределы возможного - ни в одной стране, включая США, в то время не существовало дорог, по которым автомобиль мог развивать скорость более 100 км в час, а именно такая скорость была заложена в модели "Кадиллак" к тому моменту благодаря "плоскоголовому" V8 - мотору, обладающему 70 лошадиными силами при 2400 оборотах двигателя в минуту. Появление подобной скоростной машины не могло не способствовать развитию автодорожной сети, однако лишь в 50-е годы - в первую очередь усилиями президента Эйзенхауэра - в США развернулось крупномасштабное строительство скоростных автомагистралей, что, в свою очередь, стало толчком к новым достижениям в автомобилестроении.

В 1918 году Лиланд ушел из "Дженерал моторс", чтобы основать собственную компанию по производству автомобильной марки "Линкольн", которая спустя четыре года была куплена Фордом. Никого не удивило, что именно "Линкольн" стал основным соперником "Кадиллака", подстегнувшим лидера к новым открытиям и достижениям: 1923 год - двухуровневый коленчатый вал, 1928 год - первая в мире автоматическая трансмиссия "Синхро-Мэш", 1930 год - самый мощный, плавно и бесшумно работающий двигатель в США - V16. Последнее вывело "Кадиллак" в разряд мировых автомобилей класса "люкс" - таких, как "Паккард", "Роллс-Ройс", "Дюсенберг" и "Пирс-Эрроу". С этого момента автомобильный лидер Америки стал неоспоримым "мировым стандартом". Стремительное движение "Кадиллака" по пути все новых достижений продолжалось беспрерывно как в предвоенные, так и в послевоенные годы, причем отдельные узлы машины удалось значительно усовершенствовать, опробовав их в танках, воевавших на европейском фронте. К 50-м годам "Кадиллак" был уже неоспоримым лидером детройтского автомобилестроительного центра в производстве машин-люкс, а с выпуском в 1957 году седана "Эльдорадо Браугам" с тройной мощности мотором V8 смог обогнать "Роллс-Ройс" по количеству заказов и цене - более 13 тыс. долл., что объяснялось, по мнению специалистов, стильностью "Кадиллака".

Стремительный бег лидера продолжался вплоть до 80-х гг., когда ряд поражений технического свойства переросли в значительно более серьезную проблему в связи с активным наступлением на американский рынок европейских ("Мерседес-Бенц") и японских автомобилей. Понадобилось почти 10 лет, чтобы автогигант начал подниматься на ноги. Появление таких новых моделей, как "Seville STS" (1992), по мнению специалистов, говорит о "возвращении "Кадиллака". Отмечая свое 100-летие, легенда американского автомобилестроения сегодня не может похвастаться сохранением доминирующих позиций, однако позволяет своим приверженцам надеяться на то, что "Кадиллак" вновь катит по дороге в гору.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1097
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1305
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1774
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1462

Другие новости