0
703
Газета Стиль жизни Интернет-версия

09.07.2003 00:00:00

Освобожден, оправдан, ографирован

Тэги: фотография, невинные, выставка, заказ, правозащитники


фотография, невинные, выставка, заказ, правозащитники Темная сторона жизни все чаще остается вне зоны внимания прессы.
Фото Дмитрия Донского (НГ-фото)

Нью-йоркский P.S.1 - известный центр современного искусства. Одна из выставок, открытых в нем сейчас, - это выставка Тэрин Саймон "Невинные". Экспозиция состоит из фотографий людей, неправедно обвиненных (чаще всего в изнасиловании), посаженных и затем оправданных (обыкновенно - через многие годы) на основании впервые проведенной экспертизы ДНК. Эта серия также выпущена книгой.

Я вспомнил об этой выставке после первых сообщений о милиционерах-"оборотнях". Но проблема вовсе не в том, что кто-то кое-где у нас порой... А в том, что в Москве и по всей России создан и активно действует эффективный механизм произвола.

Этот механизм работает на всех ступенях милицейской машины. Низшая ступень всем известна. Гаишники, которые кладут "штрафы" в карман. Уличные наряды, которые зарабатывают "детям на шоколад", отлавливая украинцев и азербайджанцев. Совсем недавно, в поезде Горький - Москва, и мне пришлось столкнуться с изощренной формой милицейского вымогательства. А из рассказов моих друзей складывается уже картина тотального произвола. Граждане России боятся милиции. И правильно делают.

Фабрикация уголовных дел существует везде. И взятки берут не только в России. Проблема в том, что у нас нет эффективного механизма выработки общественного мнения об этом.

Сама выставка "Невинные" интересна. Но еще интереснее тот социальный проект, который гораздо больше, чем сама выставка: все связки между правозащитниками и массмедиа, заказчиком и исполнителем, автором и героем, фотографом и куратором, выставочным центром и прессой. Сначала были защитники гражданских прав, которые 10 лет назад начали проект по реабилитации невинно осужденных. В 2000 году "Нью-Йорк таймс мэгэзин" заказал Тэрин Саймон серию фотографий. Затем на средства частного фонда г-жа Саймон путешествовала по стране и собирала документальный материал - фотографировала бывших зэков в тех местах, которые связаны с их обвинением: на месте чужого преступления, ареста, неправильной идентификации и т.п. Серия была опубликована. Но главным результатом проекта стала выставка и книга (с предисловием тех юристов, которые затеяли реабилитационный проект). И как итог статья о выставке, опубликованная недавно "Нью-Йорк таймс" (критическая и скептическая в отношении автора, но не проекта). Так пресса порождает социальные значения.

Так работает механизм социального заказа. Существует определенная общественная потребность, и над ней работает длинная цепочка участников. Социальный заказ - словосочетание, которое набило оскомину в России. И эта оскомина времен Брежнева до сих пор не прошла, хотя "научного коммунизма" давно уж нет. А потребность в социальном заказе вовсе не исчезла. Наоборот. Потому что социальные язвы вовсе не исчезают, а гноятся и множатся.

Почему люди в России не читают газет? Потому что газеты не являются больше "коллективными пропагандистами и агитаторами". Из них почти исчезла потребность говорить о запросах больших социальных групп. Весь механизм порождения и распространения проекта "Невинные", очевидно, представляет собой механизм либерального социального заказа, где у истоков стоят правозащитники и пресса. "Справедливый суд" - одна из аксиом либерального мышления. А борьба с судебной несправедливостью представляет собой ее закономерное следствие.

Недавно в галерее "Тэйт модерн" в Лондоне была открыта фотовыставка "Жестоко и нежно". Первая крупная фотовыставка в этом музее. Ее вполне можно назвать исторической. Уолкер Эванс, знаменитый американский фотограф, прославился в тридцатые своими снимками разоренных фермеров. Как ни странно, его интерес в годы Великой депрессии спонсировало американское правительство. "Жестокая нежность" - так Линкольн Кирштейн, американский критик, описывал работы Эванса.

На выставке "Жестоко и нежно" кроме Эванса еще 22 фотографа. Все они - так или иначе - занимались документалистикой и оказались на территории искусства. Так, Фазал Шейх снимает портреты беженцев в лагерях, где они живут, - сам репортер при этом неделями живет рядом с мигрантами, чтобы лучше вникнуть в их жизнь, и подробно описывает судьбу каждого в подписях к своим фотографиям. Борис Михайлов - единственный автор из бывшего СССР, который участвует в этой выставке. Его серия "Обыкновенная история" (снимки бомжей) весной была показана на "Арт-Москве" и удостоена первой российской независимой художественной премии. Но сам "социальный заказ" исходил с Запада. Современному западному зрителю интересно это именно прямое социальное значение фотографии. Снимок как документ.

А Россия сегодня утрачивает социальную фотографию. Причина проста - у этой фотографии нет заказчиков. А те фотографы, что занимаются социальными проблемами, как ни странно, работают на западную аудиторию. В Москве есть множество заказчиков рекламной фотографии или модельной съемки, репортажей о путешествиях или занимательных "нюшек", но "социалка" как класс отвергается. И, скажем, потрясающий по силе своего воздействия проект киевского фотографа Александра Гляделова - снимки российских туберкулезных зон, интересен только правозащитникам. Очевидно, что весь механизм социального заказа пока не работает. А это уже не проблема только фотографии. Это проблема общества в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
868
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1045
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
509
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
348

Другие новости