0
1136
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.01.2004 00:00:00

Дума о Богдане

Тэги: хмельницкий, биография


хмельницкий, биография М.И. Хмелько. Навеки с Москвой, навеки с русским народом. Фрагмент.

Цвет засыхающей крови – первое, что я увидел в Суботове. Асфальт на автостоянке был заляпан шелковицей: черные ягоды истекли красным соком, разбившись о землю. И сок быстро подсыхал на солнце. Минувшим летом я впервые побывал у могилы Богдана.

Только в храме, где лежало когда-то тело Хмельницкого, можно было передохнуть от палящего зноя. Окончив земной путь в 1657 году, он и там не обрел покоя. Не прошло десятка лет после похорон, как останки Богдана и его сына поляки выбросили из гробов и сожгли, а пеплом зарядили пушку и выстрелили. Так что прах козацкого вождя развеян где-то окрест. А гробница – пуста.

Местный священник – гоголевский тип бурсака. С утра пахнет чесночком и перегаром, глаза живые, волосы растрепанные и на вопрос: «А вы какой патриархии будете?» – отвечает, не медля: «Киевской. Здесь по-другому нельзя. Это козацкая земля. Украинская».

За тот час, что провели мы в старинном храме, ни разу шум машины не донесся до нашего слуха. «Богданова церковь» – так его зовут. Внутри бедно, но чисто – беленые стены, полы застланы видавшими виды килимами, икон немного, по большей части – народные, поднепровского письма. И – как открытие – ангелы, писанные юной местной девочкой, они выглядят наивно и чисто, как иллюстрации к детской сказке. Жива тут, как ни странно, традиция сельских богомазов. Да и время, кажется, здесь застыло в давнем прошлом.

Но это только иллюзия прошлого. На храмовой стене посреди прочего любовно собранного хлама висит выцветшая ксерокопия шевченковской акварели. Тарас побывал здесь в сороковых годах позапрошлого века. И тогда уже храм был «Богдановыми руинами в Суботове». А за годы советской власти износился почти в ничто, приспособленный под зернохранилище. И отстроен из руин совсем недавно. Старый храм – все, что осталось на этой земле от Хмельницкого.

Отсюда, из Суботова, пошел воевать Богдан.

Пошел воевать не за волю и не за веру. А за сына и девку. И за родную землю. В самом прямом смысле слова, не в расширительном.

На краю Холодного Яра лежит его земля. Хутор Суботов, который был пожалован еще отцу его, писцу Михаилу Хмельницкому. Михаил был храбрым воином, да и Богдан – ему под стать – «был по природе разумен и в науке языка латинского быстр», славно отличился в боях за Речь Посполиту.

Козаков прозвали «малороссийским рыцарством». И война, которая началась в 1648 году, выглядела поначалу мелкой феодальной стычкой. «Пахан» местного розлива, чигиринский подстароста Чаплинский, напал на Богданов дом: хозяина заключил в темницу, полюбовницу себе отобрал, а сына побили палицами в Чигирине. История, каких тысячи. Но обычному по тем временам «наезду» стародавняя летопись придает иной окрас. Идеологический.

«Не пристало простому человеку села и подданных иметь», – так передает летописец слова Чаплинского. Козаки Хмельницкие были, конечно, не ровней древним шляхетным родам. Сами себе добывали хлеб и имения.

Король дал – король и взял. Роль короля «на месте» играл староста. Взял – и отдал поляку Суботов. Надо было разобраться. В судах правды и тогда не искали. Со словами: «Не все еще Чаплинский у меня забрал, когда саблю имею», – Богдан пошел воевать. В одиночку.

...Холодный Яр – местность, где вольно свищет ветер. Только что было тихо, и вдруг – загудело, понеслось... Здесь полно оврагов-перелесков, где легко вмиг исчезнуть и конному, и пешему. Здесь физически ощущаешь бунташный дух козачества. Как сказано у Шевченко (по другому, правда, поводу): «...и там степи, и тут степи, да тут не такие...» Тут лесостепи. Турецкому султану козаки писали: «...где лоза – там козак, а где лесок – и по сто, и по двести козаков там».

У Холодного Яра – особая история. Тут и люди непростые. Отсюда растет Хмельниччина. Здесь, в Мотронинском монастыре, готовился принять ангельский чин запорожец Максим Железняк, но вышел из стен обители вождем гайдамаков и ангелом истребления пронесся по Чигиринщине и Уманщине, режа без жалости «ляхов да жидов». Тут с 1918 по 1929 год верили в свою, Холодноярскую республику, убивали по устоявшейся привычке комиссаров, да и вообще городских.

Как что не так, стекались сюда люди, готовые защищать свою свободу с оружием в руках. В годы последней войны – дезертиры, которые на всякий случай убивали то немцев, то русских. Сейчас их обычно зовут партизанами.

Но Хмельницкий сбежал гораздо дальше – в Запорожье. И еще дальше – в Крым. Чтобы вернуться на Речь Посполиту с татарскими ордами. И пошло-поехало...

Переяслав-Хмельницкий сегодня – небольшой райцентр. Он не примечателен ничем кроме того, что Киев рядом, а жизнь – дешевле, чем в столице. Да еще музей деревянного зодчества – гораздо меньше киевского, но со своими прелестями. Главные из них – коллекция «половецких баб» и музей Шолом-Алейхема. Здесь, в Переяславе, полтора века назад родился классик идишской литературы.

С половцами бились когда-то князья Переяслава-Русского (так звался город при первых Рюриковичах). Евреев бил «вернейший российский сын, благоразумный вождь Богдан Хмельницкий» (как его характеризует летопись Грабянки).

Широко и обильно по всей Украине жили до Хмельницкого люди трех вер. Для поляков Хмельницкий – в лучшем случае изменник своему королю, в худшем – антихрист. Для евреев – погромщик, с которым связана одна из самых мрачных страниц истории народа. А «Хмельниччина» – не светлое воспоминание про «национально-освободительную войну украинского народа», но ужасы ежедневной бойни.

Козаки с татарами хорошо спелись. Одни били «шляхту, а еще больше жидов», другие – грабили и угоняли в полон всех кого ни попадя. Впрочем, роли легко менялись. Но «не миновали в том убийстве ни матерей, ни малых детей, ни девушек». С 1648 года и на протяжении по крайней мере двух десятилетий вся Украина представляла собой бесконечное поле боя, на котором фортуна благоволила то одним, то другим, то третьим. Не благоволила только – простому народу всех вер, который уничтожали без счета.

Богдан начал свою МАЛЕНЬКУЮ войну с одной целью – вернуть хутор. А закончил – «воссоединением Украины с Россией». Хотя это и звучит как бессмыслица. Правильнее было бы сказать «воссоединение Великороссии с Малороссией». Или уж «Украины с Москвой». Но это, впрочем, вопрос терминологии.

Эх, не стоило Чаплинскому отбирать у Богдана Суботов!

Суботов–Чигирин–Переяславль–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
868
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1045
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
508
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
348

Другие новости