0
1627
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.04.2005 00:00:00

Зеленые штаны

Тэги: снобизм


снобизм Модные картинки и одетые с иголочки манекены всегда были эталоном для снобов (но не для денди).

Почти что каноническим определением снобизма считается пассаж из «Игры в классики» Кортасара: «У меня был билет второго класса, и она пришла меня проводить. Если бы я плыла третьим – она бы меня не провожала». Подлинное происхождение термина идет от латинского сокращения s. nob. – не благородный, то есть, буквально, «из простых»; такую пометку делали как раз в списках пассажиров. А еще есть версия, что Сноб – это была фамилия дворецкого, предпринимавшего усиленные попытки походить на своего хозяина и господ его круга. В сущности, «Сноб» – идеальное название мужского журнала или магазина с этими самыми предметами luxury, всякими там платиновыми запонками и оксфордскими узлами. Но пока что, насколько мне известно, так назвали только один ресторан.

Первые денди давали свои новые сюртуки поносить как раз камердинерам: чтобы быть элегантным, костюм не должен выглядеть с иголочки. Впоследствии хиппи из богатеньких семей топтали, терли и резали новые дорогие джинсы. А на излете Российской империи урожденную графиню или княжну можно было отличить от жены промышленника по скромности наряда и отсутствию украшений. Как бы проявление аристократизма или же истинного/высокого демократизма, но на самом деле – тот же снобизм, только наизнанку. Потому что доминанта здесь – любой ценой «быть не как» кто-то. У обычного снобизма соответственно доминанта – любой ценой «быть как»; в то время как истинные аристократы духа просто во всем верны себе, равны себе и всему сущему на земле, и так далее, и извините за проповедь, на которую я не имею никакого права, и уж аминь. (Я, кстати, совершенно не уверена, что эти самые аристократы духа вообще существуют, скорее всего они являются не более чем воображаемым плодом вселенской тоски по идеалу. Снобизм – такой же всеобщий грешок, как гордыня. Скромность паче гордости – это отчасти про «снобизм наизнанку» и есть.)

Детишки все ужасные снобы. Очень хотят «быть как». А именно – «как все», чтобы «было как у всех».

– Мама, купи мне чешки. У всех детей в нашей группе есть чешки.
– Зачем тебе чешки? У тебя есть прекрасные борцовки.
– Я не хочу борцовки. Ни у кого нет борцовок. Я хочу чешки, как у каждого ребенка в нашей группе. И зеленые штаны, как у Игоря.

Зеленые штаны Игоря ужасны, но сам Игорь – веселый и уверенный в себе парень. Его зеленые штаны воспринимаются, возможно, как некий талисман – у кого зеленые штаны, тот самый ловкий и всегда хохочет.

По Босфору плывет кораблик с туристами. Мальчик лет шестнадцати – бледненький очкарик, робкий меланхолик, типичный Адриан Моул. И девочка – красотка с кудряшками цвета патоки, типичная английская роза. Ему оплатила экскурсию мама, ей – отец. Они из одного отеля. Он не решается спросить, как ее зовут, но все же набирается смелости сесть рядом и задать несколько основных вопросов.

– Скажи┘ э┘ какую ты любишь музыку?
– Ну, мне нравится U-2.
– В самом деле? А как насчет┘ э┘ The Doors? Как ты относишься к тяжелому року?
– Hard rock? – Она ужасается, как будто увидела мышь. Но все же не чрезмерно – хочет показать, что его вкусы ей не отвратительны, просто она слишком женственна. – Нет. Soft rock!
– Понятно. Э┘ скажи┘ Какой у тебя компьютер?
– Компьютер? Если честно, не знаю.

Он совершенно потрясен таким ответом.

– Не знаешь, какой у тебя компьютер? В самом деле?
– Правда не знаю. Понятия не имею, как он называется.
– Ну, а какая память?
– Память – знаю, двадцать гигабайт. А у моего брата – четыреста гигабайт!

Напряженная пауза.

– Не понимаю, – выдавливает мальчик через некоторое время, – зачем кому-то вообще нужен компьютер в четыреста гигабайт.

Дальше они не говорят друг другу ни слова.

Интеллектуальный снобизм бывает очень смешной: когда козыряют ценностями, позаимствованными у кого-то. У умных. У продвинутых. Особенно – когда у старших.

На писательской подмосковной даче: взрослые выпивают и беседуют о реституции, детям предложили пообщаться друг с другом.

– Скажи, Алеша, чья поэзия тебе больше нравится – Анны Андреевны или Марины? Лично мне кажется, что ранняя Анна Андреевна┘ Поздняя Марина┘

Через десять минут Алеша выбегает почти в слезах:

– Я не могу разговар-р-ривать с этой дур-р-рой! – картавит он в отчаянии, хватает шапку, куртку, собаку, с размаху прыгает в сугроб.

Через полтора года они сталкиваются на аллейке – оба в майках с портретами Курта Кобейна, с ног до головы увешаны бранзулетками Nirvana. Сначала не узнают друг друга, потом густо краснеют и разбегаются в разные стороны. Оба недавно стали как бы фанатами «Нирваны», но ни ей, ни ему пока еще не удалось послушать ни одной их песни – теперь боятся взаимного разоблачения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
315
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
170
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
180
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
171