0
1500
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.10.2005 00:00:00

Стеклянный джаз на набережной Углича

Тэги: углич, андрюшин, рюмка, бокал, музыка


углич, андрюшин, рюмка, бокал, музыка С помощью рюмок и бокалов Владимир Андрюшин исполняет самые замысловатые мелодии.
Фото автора

Удивительные мелодии разливаются по туристической набережной Углича каждый погожий день. Легендарный и узнаваемый «Караван», который некогда классически исполнял Дюк Эллингтон, «Вечерний звон» и даже «Лунная соната» Бетховена. Чарующие звуки вытекают из-под пальцев 61-летнего Владимира Николаевича Андрюшина, когда он касается ими своего музыкального инструмента.

А играет профессиональный джазовый музыкант не на саксофоне, аккордеоне или трубе. Перед ним на треноге стоит футляр, к которому приклеены 27 больших и маленьких рюмок и бокалов. В каждом налито немного воды. При прикосновении пальцев стеклянная армада издает звуки, которые сливаются в узнаваемые мелодии. У Андрюшина под руками две октавы, которые позволяют творить уникальные вещи.

Необычную технику игры на рюмках и бокалах Владимир Николаевич подглядел в Кельне. С его абсолютным музыкальным слухом и профессиональным образованием научиться извлекать звуки из воды и стекла было не трудно. Третий сезон музыкант радует своими мелодиями туристов и жителей Углича. Играет Андрюшин душевно, не позволяет халтурить. Иначе нельзя – люди сразу раскусят и перестанут платить, ведь как ни крути, а вышел на туристическую тропу музыкант все-таки за деньгами.

Играет Владимир Николаевич с 8 утра до 6 часов вечера. С перерывами получается полный рабочий день. Расписание синхронизировано с приходом и стоянками туристических теплоходов. Начинает трудиться Андрюшин летом и заканчивает в конце сентября, на зиму перебираясь в Москву.

Физической или моральной усталости музыкант от ежедневной игры не испытывает. Разве что под конец рабочего дня от беспрерывного стояния ломит ноги. А в холода у него замерзают пальцы. Это сковывает движения и влияет на игру. Живет Андрюшин в Угличе недалеко от набережной. Вечером выливает воду, переворачивая подставку с рюмками и бокалами, собирает свой инструмент и пешком к жене.

– У меня обширный репертуар. Его хватает на 3,5 часа беспрерывной игры, – рассказывает Владимир Николаевич. – Это различные мелодии – от популярных до классики. Играю «Аве Мария» Шуберта, «Песню Сольвейг» из музыки к драме «Пер Гюнт» Грига, традиционный джазовый репертуар – мелодии из «Порги и Бесс» Гершвина, несколько регтаймов.

На следующий сезон Андрюшин хочет разучить несколько новых произведений. Уже начал подбирать первый и пятый венгерские танцы Брамса. Если с иностранцами у Владимира Николаевича общение не клеится (плохо у него с языком), то с русскими добродушными туристами он любит и поговорить, и пошутить.

У музыканта много заказов. Некоторые приходится играть экспромтом, но для него это не тяжело. За одно лето джазмен выучил наизусть «Мурку» – ее заказывали русские чуть ли не каждый день. «Я им, конечно, наигрывал ее мелодию, но предупреждал, что здесь она явно не катит: «Мурка» и игра на бокалах – вещи разные», – признается он. Часто просят исполнить «Танец маленьких лебедей» Чайковского или «Полонез Огинского». За удовольствие все платят по-разному – кто доллар кинет, кто десятку рублями.

– У меня нет определенной таксы, – говорит Андрюшин. – Когда спрашивают – сколько, говорю – решайте сами. Я их на какие-то суммы не провоцирую, наоборот, раскрепощаю и все. Давали мне и по 500 рублей за игру, но эта деньга не просто так упала мне. Человек сам пришел к такому решению, видимо, уж очень понравилась ему моя необычная игра. Особенно поражаются всегда настоящие музыканты.

Как появляется звук на таком необычном инструменте? От прикосновения пальцев к бокалу с водой. Чем больше бокал, тем больше воды в него можно налить, тем ниже звук. Причем есть один секрет – у музыканта должна быть абсолютно чистая кожа. Андрюшин перед каждой игрой протирает руки спиртом, а за день не раз смачивает пальцы, потому что кожа должна быть еще и влажной.

Всю свою жизнь Владимир Николаевич посвятил музыке. Родился в Вологде, получил профессиональное музыкальное образование и начал колесить по стране и миру. Диплом отрабатывал в музыкальной школе, играл в филармонии в Калининграде, в различных ансамблях в домах культуры. Выступал в различных квартетах, в Латвии в 1975 году участвовал в джазовых четвергах в рижском кафе «Аллегро», играл в оркестре Раймонда Паулса.

Судьба забрасывала Владимира Николаевича и в Мировой океан, где он при первой возможности играл джаз. Год он был матросом на плавбазе на севере Канарских островов, а потом стал океанским спасателем на судне Международного Красного Креста.

– В зону нашей ответственности входило все западное побережье Африки – от Танжера (Марокко) до Кейптауна (ЮАР), – говорит джазмен. – Африканцы интересные люди, особенно те, кто живет рядом с океаном. Если у них ружье в руках, то им обязательно надо выстрелить. Поэтому там постоянно случаются перевороты и другая политическая возня. Мы спасали всех, кто терпел бедствие, – для нас было безразлично, за кого они воюют.

За любимую музыку Андрюшину пришлось пострадать от «компетентных» органов, как и многим другим поклонникам джаза в СССР. «Я холерик, – говорит он, – «не мог сдержать своих мыслей и взглядов». Например, на выступлениях играл «Песню о Ленине» в стиле джаз-модерн, после чего его и вызывали в органы. «Конечно, можно же было этого и не делать, тем более что нотный текст-то у нее неважный. Но нет – это был своего рода вызов», – признается Владимир Николаевич.

Перестройку Владимир Николаевич встретил на Украине. С 1986 по 1991 год играл в Донецке, где у него был свой ансамбль. «Мы играли в стиле джаз-модерн, но разные произведения, вплоть до лубочных украинских мелодий», – вспоминает музыкант. Оттуда его семья приехала в Москву. Жена Андрюшина решила найти для летнего отдыха дом в одном из малых городов. Найдя где-то экологическую карту России, выяснилось, что Углич является одним из самых чистых мест, пригодных для проживания. У музыканта подрастали трое сыновей, которым нужен был чистый воздух. Так в 1995 году джазмен оказался в Угличе.

Андрюшин – человек рисковый. Кто бы отважился в одиночку в 56 лет поехать с пятирядным кнопочным аккордеоном «Вельдмастер» в Германию на заработки? Джазмена погнала туда нужда – подрастали сыновья, надо было ставить их на ноги (все трое сыновей учатся в Москве – старший в Бауманском технологическом университете, средний – в медицинском институте, а младший – в 10-м классе в частной гимназии).

В 2000 году Владимир Николаевич взял турпутевку и поехал в Кельн. Играл у знаменитого Кельнского собора. «Эта такая громада, что голова кружится», – говорит музыкант. Спать приходилось когда где, сперва даже на улице, но он по натуре – человек непритязательный. Но удача нашла его прямо там, на соборной площади.

– В Кельне у собора меня заметил один влиятельный немецкий предприниматель, – рассказывает Андрюшин. – Он пригласил меня поиграть в его ресторанах и отелях в различных странах Европы (Португалия, Германия, Швейцария, Голландия). Ему надо было привлечь публику в свои заведения, чтобы побороть конкурентов. Накануне концертов делали рекламу, и под вечер рестораны были полны.

С тех пор Владимир Николаевич ездит в Европу на заработки каждый год. Ему оплачивают билеты, проживание в отелях, переезды по странам и питание. Месяц или полтора он работает в ресторанах и гостиницах. Западная публика его принимает и любит, видя в нем профессионала. Халтура там не проходит, говорит музыкант, поскольку слушатели попадаются довольно искушенные и разбирающиеся в музыке. Но в России для своих слушателей ему все равно играть приятнее.

– Я понял, что человек, который что-то умеет, нигде не пропал бы, – напоследок говорит Андрюшин. – Господь дал мне способность к музыке, спасибо ему.

Этой зимой он впервые не собирается к своему знакомому немцу в Европу. «Пока не до заграницы – тут больше потеряешь, чем найдешь», – говорит музыкант. Поэтому Владимир Николаевич будет играть в Москве. Жизнь продолжается.

Углич, Ярославская область


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2136
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4858
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2664
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3068

Другие новости