0
1434
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.11.2007 00:00:00

Post Scriptum

Тэги: акунин, раскольники, секта


«ПОЗОР НА ВСЮ ЕВРОПУ»

«Выкинули фортель раскольнички, – злым тоном начал рассказывать следователь Лебедев. – Целая семья заживо в землю закопалась. Муж, жена, младенец восьми месяцев... Будет теперь шуму! А еще называем себя просвещенной страной. Позор на всю Европу!..» (Борис Акунин, «Перед концом света»).

Да, любезные дамы и господа, случилось! Пока мы мирно пьем чай да смотрим телевизор в ожидании очередного футбольного матча, пока рассуждаем о нанотехнологиях и инновациях, в это время на исходе седьмого года XXI столетия русские люди отказываются жить, зарываются в землю и ждут конца света, не признавая над собой никакой власти – ни духовной, ни светской.

Просто поразительно, насколько Борису Акунину удалось приблизиться к реальности сегодняшнего дня. Вы, наверное, уже догадались, что речь идет о трагедии – не побоимся этого слова, – когда почти 30 человек, включая детей, младшему из которых год и четыре месяца, добровольно ушли из мира и заживо погребли себя в вырытой ими пещере. Все это произошло не где-нибудь в Усть-Выжске на Белом море, где на рубеже XIX–XX веков жило много раскольников и где происходит действие романа Акунина, а на Приволжской возвышенности, в Пензенской области, в деревне со зловещим названием Погановка.

Что такое наша российская деревня сегодня? Тихо умирающая, безлюдная, где доживают свои дни старики, где стоят пустые, брошенные дома и нет необходимой для жизни инфраструктуры. Ученые-демографы давно говорят о том, что основная жизнь нашей глубинки концентрируется вдоль рек и транспортных магистралей, а чем дальше от них, тем все заброшеннее деревни, где скоро будет всецело царить безвластие да лихой человек. В такой ситуации и немудрено, что люди надеются только на себя да на Бога.

20 лет назад чиновники от религии и ученые-религиоведы были убеждены, что почва для сектантства в Стране Советов – повсеместное отсутствие православных церквей, нормальной приходской жизни, вследствие чего религиозные поиски людей принимают искаженную форму. Сегодня вряд ли можно пожаловаться на отсутствие православных храмов и молитвенных домов. Какая-никакая, а церковная жизнь везде возродилась. Но насколько Церковь сегодня близка к людям, насколько чаяния простых людей, особенно на селе, близки нашему духовенству? Как пишут побывавшие в Погановке журналисты, поблизости, в селе Никольском, есть православный храм и священник. В этой связи возникает вопрос, почему же пастырь не смог ничего противопоставить из учения Православной Церкви самозваному «старцу Петру», который стал духовником многих людей, убедил их в скором конце света и привел к мысли о самозаточении?

Вхождение Церкви во власть, ассоциированность – в глазах простых людей – властей духовных с властями светскими делает Церковь все более косной и уязвимой для критики, причем не только со стороны агностиков и антиклерикалов, но и со стороны самих верующих, особенно радикально настроенных. Ни для кого не секрет, что в недрах народного православия зреет не только неприятие ИНН как печати антихриста, но и недовольство официальной, или, как говорили в начале XX века, «казенной», Церковью, которая до 1917 года была государственным ведомством православного исповедания. Не происходит ли и сейчас то же самое? И не будет ли процесс отторжения людей от Церкви углубляться?

«В толпе заоборачивались. Увидели городских людей, попа в черной рясе и быстро, словно боясь запачкаться, шарахнулись в стороны. Открылся проход, по которому вылезшее из саней «начальство» двинулось вперед. У деревенских на лицах появилось одинаковое выражение – смесь настороженности и брезгливости. Когда отец Викентий, важно переваливавшийся с боку на бок, задел рукавом рясы белобрысого мальчонку, мать подхватила малыша и прижала к себе.... До двадцатого века оставалась три года, а здесь, на северо-востоке европейского континента кто-то живьем лег в могилу, испугавшись переписи!»

В романе Акунина перепись населения спровоцировала смущение умов старообрядцев, а что же происходит у нас? Неужели грядущие выборы могут так повлиять на сознание верующих, что они, увидев в заурядном, рутинном событии какое-то апокалиптическое знамение, бросили своих близких и нехитрый, нажитый годами скарб? Верится с трудом!

А впрочем, есть нечто и похожее. Ведь, как и тогдашние раскольники, наши «сектанты» не признают никаких документов, выданных светской властью, отказываются от паспортов как от антихристовой печати. Не признают они и власть Церкви, считая попов всего лишь жандармами в рясах. Для раскольников и русские-то самодержцы были отнюдь не богоданными государями, а правителями, которым Господь лишь попускает владеть миром! Что уж говорить про власть нынешнюю: те верующие, которые считают себя истинными православными христианами, относятся к ней не иначе как к власти антихристовой и безбожной. Неужели люди с таким сознанием пойдут на выборы, неужели будут кого-то выбирать, кому-то из депутатов поверят? Вряд ли. Они сознательно и давно уже порвали связь с внешним миром, отказались от телевизора и радио в своих домах, не берут они в свои руки и газет – этот мир для них просто не существует. Если и читают они, то только Священное Писание, творения святых отцов да книги своего пастыря-начетчика.

Кстати, о книгах и духовном просвещении. Слышал ли кто-нибудь, чтобы русские раскольники были неграмотны или не начитаны в священных и церковных книгах? Никогда и ни в какие времена подобного не случалось. И если при царе-батюшке простой русский крестьянин едва умел грамоте и дожидался, когда советская власть займется ликбезом, то русский раскольник, в каком бы дальнем сибирском скиту он ни жил, был высоко грамотен. Вот и наши сектанты из Погановки не похожи на темных и безграмотных людей. У «отца Петра» высшее техническое образование, у других, судя по их мирским специальностям, по крайней мере среднее.

Однако наше патриархийное духовенство наперебой твердит о том, что это все от духовной неграмотности, очевидно, понимая под этим, что всех теперь надо будет загнать в церковно-приходские школы┘ Ох, как они наивны! Может быть, и пламенному вождю раскольников протопопу Аввакуму в ЦПШ надо было бы походить, тогда, глядишь, и не восстал бы против Патриарха и царя, тогда и другие его собратья не сжигали бы себя в срубах и не погребали бы себя в пещерах?

Неужели мы не в состоянии понять, что эти горячо верующие люди не хотят жить, а стремятся пострадать ради Христа и оказаться в его вечном царстве. Что никакие земные законы они уже не признают, кроме высшего закона, Закона Божия! И никакие милицейские и прокурорские расследования ничего не дадут, и самое главное – не смогут уберечь нас от повторения подобных трагедий. Да, конечно, это религиозный психоз, но психоз индуцированный, и причина его не в психике самих сектантов, а в самом религиозном сознании, которое видит мир именно так, а не иначе┘ И с этим ничего не поделаешь!

Как говорил герой повести Бориса Акунина Эраст Фандорин, «Расследовать будем потом. Нужно людей спасать!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1370
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
874
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1247
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
821

Другие новости