0
1099
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.07.2010 00:00:00

Свысока, с семи холмов

Игорь Михайлов

Об авторе: Игорь Михайлович Михайлов - прозаик.

Тэги: рим


В Риме на все смотрят свысока, с семи холмов. Разве что не плюют на весь остальной мир с высокой горки. И то только потому, что это – удел плебеев и варваров.

Правда, в свое время и сами римляне были варварами, вытеснив с Апеннин этрусков (остатки этрусков – в Брешии, да и в каждой бутылке вина, к которому цивилизованный этруск приучал варвара). А нынче жилые кварталы пригородов, район железнодорожного вокзала в руках варваров. И на вывесках магазинов с китайским ширпотребом уже во всю идет война иероглифа с латиницей. Не в пользу последней.

Здесь уже и не Рим. Или еще не Рим. А как раз тот самый Третий мир, который в скором времени поглотит, словно пучина забвения, Вечный город. Потому что за много веков этот готический роман о любви и ненависти с кровавым подбоем слегка поистрепался, устарел, устал. Красота, траченная веками, словно молью. Если через сотню лет каждый второй римлянин будет смуглолицый и узкоглазый, то Риму суждено если и не рассыпаться в прах, но превратиться в один из множества культурных слоев. Как некогда над античными обломками вознеслись памятники Средневековья (многие христианские церкви строились из обломков Колизея). А потом над увядающими интерьерами Средневековья возносилось Возрождение, барокко и т.д. Каждый предыдущий культурный слой питал последующий, словно пеликан, разрывая клювом собственную грудь, чтобы накормить голодных птенцов своим сердцем.

Лет через 200 в нынешний центр Рима будут пускать за деньги, как в Колизей. Рим, как умеет, пробует ускользнуть из цепких тисков времени, оставаясь в воспоминаниях и легендах.

Собственно, римская спесь жива, пока в природе существуют римляне. Особая порода людей, купающаяся в роскоши. Роскоши жития в Риме, покуда их не заменили китайцы. В магазинах одежды этот вечный спор решен давным-давно.

Что же это такое – римлянин?

Кажется, настоящий римлянин пока еще остался в нетронутом, беспримесном виде только в самом центре. В центре внимания города и мира. Хотя все больше кажется, что это уже почти исчезающая натура.

Римлянин – ряженый гладиатор возле Колизея, за деньги позволяющий полоснуть каждому желающему себя бутафорским мечом по горлу.

Вырождение по-римски – это dolce vita. Это – бесцельность, помноженная на праздность. В ярких лучах, почти киношных софитах римского солнца. Настоящий римлянин – это не евангельский Пилат или римский император, Нерон или Калигула, колонизатор и работорговец, а роковой брюнет небольшого роста с выточенной фигуркой опереточного героя-любовника, жиголо.

Видимо, поэтому на Капитолийском холме всегда жара – от обилия жгучих брюнетов.

Он должен парить над дворцом Виктора-Эммануэля, большой пишущей машинки или «сортира», который венчает собой пьяцца Венеция (жалкая и пожухлая копия дворцов Светлейшей. Впрочем, Венеция в отместку самый непрезентабельный свой район назвала пьяцца Рома). Ну или хотя бы в непосредственной близи от Колизея, на пьяцца Навона или пьяцца Испании, слившись с гламурной тенью модели от Gucci или Armani. Из витрины магазинчиков, в которые можно зайти, рискуя выйти оттуда с инфарктом. Материальные ценности едва поспевают в цене за культурными.

Вход на Колизей – 47 евро. Чашка чая с бриошем в кафе Greco (где закусывал Гоголь в перерыве между работой над «Мертвыми душами») – целое состояние. Гоголь в нагрузку к Риму или наоборот? А заодно и Мопассан, и Гете, и Флобер с мадам Бовари в придачу. И вприкуску. И еще множество деятелей культуры. Плюс вид на знаменитую лестницу. И – вообще на центр Рима и мира. За чашку кофе и целого Рима мало!

Да что там Рим? Всего лишь декорация, построенная специально, чтобы на его фоне появился этот жиголо.

Обычно римлянин спускается с небес, как бог из машины. Но ни на каком-нибудь моторино. Ни в коем разе. На моторино ездят все. Даже китайцы. Итак, моторино в сторону, под откос, на свалку. Настоящий римлянин спускается в этот бренный мир, в желеобразное римское пекло, в каменоломню, дребезжащую клаксонами, как плохонький джаз-оркестр, в кабриолете. Он парит над грешной, но такой манящей в свои чертоги жизнью, как вольная птица. Орел! Он дарит себя миру и Риму: нате, любуйтесь!

Он импозантен, как кукольная статуя Аполлона в сувенирной лавке. В пику некрасивым римлянкам. У типичной римлянки – орлиный профиль. Боже, как они божественно некрасивы!

Итак, римлянин появляется в кабриолете. В костюмчике в талию и с искрой. Почти Чичиков, но только раз в десять постройнее (тут опять-таки Москва даст сто очков в пространственном отношении Риму). И конечно, с подругой жизни, некрасивость которой окутана фатой, словно тритоны и морские боги брызгами в знаменитом фонтане Треви. Его встречают овациями, словно всемирно известного тенора. Но он не поет, он ничего не говорит и не делает. Он даже как-то сосредоточенно угрюм и разочарован жизнью. Это и есть его работа: порочная праздность, dolce vita. Однако успех этому шуту слегка приелся. Аплодисменты он принимает как должное. Как неоплатный аванс всему его образу, вынужденному довольствоваться общением с плебеями.

Весь мир и Рим придуман только за тем, чтобы в нем царствовал этот милый лжец и фат, гламурная фигурка из дешевого мексиканского телесериала или балагана. Чтобы мы и себя почувствовали сопричастными этому видению. Но ненадолго, совсем на чуть-чуть.

Вот сейчас он взмахнет своими стрекозиными крылышками, блистающими фалдами пиджачка от Armani. И – поминай как звали. И его, и заодно – нас! Вот в этом и весь шик. Пустить пыль в глаза, ослепить, обескуражить. И – исчезнуть, как его и не было.

Договариваться с римлянином о чем-то – напрасная трата времени. Разве можно договориться с ветром в поле, метеоритом, моторино, летящим под откос жизни? Он очаровательно размахивает маленькими руками, как будто дирижирует концертом, оперой Россини, Верди, Пуччини. Вот сейчас прозвучит заглавная партия, выходная ария, Nessum dorma!. Сейчас зал забьется в истерике оваций. Вас приглашают в его загородную виллу на обед. Вас ждут, как самых дорогих в мире гостей. И все это в изысканных выражениях, сводящих с ума своей куртуазностью и манерностью. В этот момент надо любоваться жестикуляцией, лебединой песней имперского стиля, вырождающегося в томном римском бельканто. Стиля, ранее повелевавшего миром, а ныне все – обман и подлог. Весь Рим – сплошная иллюстрированная энциклопедия стилей, выпущенная в голографических картинках китайского производства. Римлянин – один из многочисленных, самых ярких ее персонажей. Арлекин, паяц!

Буквально спустя несколько минут опереточных и манерных взмахов крылышками он как-то бурно заегозит ножками, с кем-то пообщавшись по мобильному. Оказывается, обед отменен. Все, fenita la comedia! Концерт закончен. Grazie! Римлянин откланивается. У него масса неотложных дел. Не все еще очарованы этим блеском, этой ярмарочной мишурой, скрывающими пустоту.

Надо лететь дальше и выше. Надо досягать нового солнца, сгорать и осыпаться пеплом на головы изумленных и обманутых зрителей. Ариведерчи, чао, чао! Чао, вертопрах, выскочка, парвеню, жиголо!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миротворческие усилия Трампа не дают результата

Миротворческие усилия Трампа не дают результата

Геннадий Петров

Попытки президента США помирить Россию и Украину могут закончиться

0
728
В белорусских школах сотовая связь отменяется

В белорусских школах сотовая связь отменяется

Дмитрий Тараторин

Как ученики, так и учителя должны отказаться от пользования мобильниками

0
587
Литва раздумывает о восстановлении ранее осушенных болот на границе с Белоруссией

Литва раздумывает о восстановлении ранее осушенных болот на границе с Белоруссией

0
318
Минобороны вернулось к ситуации осени 2023-го

Минобороны вернулось к ситуации осени 2023-го

Иван Родин

Бойцов "Вагнера" будут признавать ветеранами СВО задним числом

0
669

Другие новости