0
1479
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.03.2011 00:00:00

Стыд, выедающий глаза

Владимир Сотников

Об авторе: Владимир Михайлович Сотников - писатель.

Тэги: россия, ссср, общество


россия, ссср, общество В читальном зале иногда приходится брать такие книги, на которые глаза бы не смотрели.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)

Без ложной скромности: я человек скромный. И никогда бы не пришла мне в голову эта мысль – знакомить читателей газеты со своими дневниковыми записями. Но дело в том, что, пересмотрев сейчас эти записи, я вдруг понял, что в них помимо меня самого чувствуется время, в которое они были сделаны. Сначала я подумал, что мне это кажется. Ведь я никогда не писал публицистических статей, не фиксировал общественные события. Не все из этих записей даже датированы.

Я еще раз перечитал эти записи, не понимая, чем они привлекли мое тревожное внимание. И вдруг понял: одинаковостью чувства, которое возникало, когда я их писал, и возникает сейчас, когда я их читаю.

С этим страхом узнавания я и перечитывал свои старые записи.

...Тетрадь, предназначенная для научного коммунизма, сохранила память об этом неизбежном вузовском предмете лишь на первой странице. Тема лекции «В.И.Ленин о сущности коммунистической морали. Ее объективные критерии и основные принципы. Коммунистическая мораль как высшая ступень нравственного прогресса человечества».

После первых лекционных фраз я стал записывать собственные мысли: «Наше знание о существовании законов уже говорит о том, что законы эти действуют не постоянно».

И цитата: «Никто не может запретить быть порядочными людьми». Явно не из Ленина.

И снова комментарий к ней: «У нас скорее так: не быть, а бывать порядочными людьми. Обидно и унизительно тратить жизнь на самовоспитание, на то, что у тебя отнято и что необходимо восполнить».

Далее научный коммунизм исчезал вообще и начинались наброски к курсовой работе «Смерть у Толстого», скорее всего на этой самой лекции и сделанные: «Непостижимую связь писателя с тем, что дает ему силы, заставляет говорить, – увидеть невозможно. Так же, как у Чехова, нельзя определить, в чем его вера, хотя этой верой проникнуты все его произведения, так и у Толстого, несмотря на обилие в его романах, повестях и рассказах размышлений о смерти, да и самой смерти, возникающей чуть ли не в каждом произведении, – отношение Толстого к смерти определить нельзя. Художественность Толстого раздвигает границы жизни, реальности, и нарушается неприкосновенность этих границ; препятствие, к которому привык, вдруг дрогнет на глазах и растворится, и ясной, как при отдалении, становится не жизнь, а то, что раньше было за нею, что было закрытым и страшным в своей тайне».

Я безошибочно узнаю 80-е годы. И даже не по научному коммунизму, но по тому, как сочетается в моих записях сила молодых мыслей и знание о том, что они чужды окружающей действительности. Даже не идеологически чужды, а просто не нужны ей.

«Вся жизнь пронизана враньем – не было времени скучнее нашего» – это выдавлено, как из тюбика на палитру. Договорившись записывать свои дни, я думаю, мы уже подразумеваем их ограниченность и свою обреченность. Обреченность – ну и ладно. Что делать еще, как не пытаться сказать хоть что-то, что являлось именно в этот день, и в этом ты прав? Нет воображения – оно не нужно, нет тщеславия – оно не нужно, есть что-то неназываемое – оно необходимо».

А вот записи о спасительной отдушине – приезде к родителям: «Светлая и бессловесная печаль накатывает всегда на меня вечерами в родительском доме. За стеной, за окном тихо, вечный гул откуда-то издалека все доносится и не выразится до конца – так и держится, растворенный в бесконечности внешнего мира. В бесконечности удивленной, застывшей без единого слова».


В родном краю дышится легче. Можно отдохнуть от суеты и вранья.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)

Но даже в это внутреннее состояние вдруг врывается тон времени: «Естественная жизнь, которой живет наша семья, безоговорочна. Все оговорки – обман, как только выходишь за порог. И все-таки пытаюсь представить свою жизнь, какой бы она была, если бы последние несколько поколений нашего рода до меня жили посреди нормальной человеческой жизни. Рабская черта стала уже линией жизни даже у нас. Уже и думаю по-рабски, полностью подчиняясь чьему-то разрешению или запрету».

Девяностые были для меня потрясением. Ведь раньше я не мог себе представить, что когда-нибудь выберусь из советской мертвечины. Мне, тридцатилетнему, в 90-е годы показалось, что моя жизнь разрезана пополам, как и время, – до и после. И я почувствовал: не может пройти незаметным то, что большая часть моей жизни, может быть, лучшая ее часть, прошла – до: «Уходит из-под ног основание, но еще прочно единение с ним, и перевертываешься с ног на голову, чтобы видеть все перевернутым. Добиваешься ясности в этом перевернутом мире.

Наше поколение, озлобившись на долгий обман, в котором жили поколения предыдущие, становится не то чтобы эгоистами, а проходит состояние лирического разочарования. Понимая, как совсем недавно неосознанно и с потерями проходила жизнь, жадно, как старики, начинаем видеть свою жизнь законченной в развитии, но находящейся только в зародыше осмысления. Силы куда-то ушли, а жизнь еще девственна – отношения к ней мы, живущие, еще не почувствовали».

К чему я это пишу сейчас? Зачем перелистываю страницы своих дневников почти тридцатилетней давности? Потому что той же советской мертвечиной отчетливо пахнет в воздухе. Я чувствую это всем своим состоянием, мне все хуже – физически хуже – становится здесь жить. Большинство людей опять находят в себе силы не быть порядочными, а бывать. Абсолютная порядочность становится подвигом.

И какой-то странный стыд сообщничества с мерзавцами, управляющими нашей жизнью, растет во мне, пробивается наружу. Даже не такой, какой был в советские времена, – тогда я ощущал себя неизбежно угнетенным. Сейчас мне уже стыдно считать такое свое состояние неизбежностью.

Я всегда чурался участия в общественной жизни. Это естественное свойство пишущего человека, которому важнее, чем публицистичность самовыражения, какой-нибудь абзац вроде: «На улице гудели провода, громко шелестели деревья, луна ярко освещала маленькое облачко, быстро плывущее около нее». Я никогда не бравировал этим своим свойством, но и не стыдился его. Какой есть, такой есть.

А сейчас мне действительно стыдно за эту свою отдельность. Хорошо быть «чистым художником», когда вокруг тебя свободное жизненное пространство и ты закрываешься в своем кабинете, потому что это твой способ соединения с миром. Но когда ты чувствуешь, что за стенами кабинета беззаконие, неправедный суд, вранье и начинающее вонять болото, – радоваться своей внутренней свободе неприлично.

Сказать о своем состоянии – может быть, это единственный доступный мне способ свидетельствовать о времени. Я вижу, как по-разному сейчас люди взволнованно выражают свое негодование. Мое свидетельство – это то, что я чувствую в себе: повторение знакомых мне вранья и безнадежности, в которых я прожил молодость.

Мне стыдно. Я действительно не могу молчать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
679
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
882
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
728
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
597

Другие новости