0
3346
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.08.2012 00:00:00

Поколение охотников за "лайками"

Юлия Гришина

Об авторе: Юлия Вадимовна Гришина - обозреватель "НГ".

Тэги: интернет, общество


интернет, общество Ночью перед музеями выстраиваются огромные очереди.
Фото РИА Новости

Формы деятельности, привычные издавна, трансформируются под напором действительности, заставляя меняться нас самих. Вспомним, к примеру, процесс обмена письмами. Для писем были специальные столы-конторки, чернильницы, пушистые перья, специальная бумага, конверты, собственные сургучные печати, особенно романтичные барышни орошали послания своим парфюмом или слезами – на выбор. Потом письмо передавалось с посыльным или почтой. Адресат с нетерпением ждал весточку, вскрывал конверт специальным ножом для писем, и – на него обрушивался целый водоворот вестей, пропитанный эмоциями и переживаниями отправителя.

Процесс этот – от создания до получения письма – занимал долгое время и был окутан флером таинственности и мистической значимости. Переписки знаковых персон истории публиковали отдельными изданиями, ибо письмо – то же художественное произведение, только более интимное. Участники письменного диалога с особенной тщательностью подбирали слова, в поисках наиболее удачных оборотов не один листок бумаги отправлялся в корзину, а из-за написанного единожды неверного слова порой приходилось переписывать всю страницу.

Сейчас процесс обмена сообщениями стал куда более простой, быстрый и, наверное, удобный. Однако он превратился в обезличенный набор букв, мгновенно высвечивающийся на экране телефона или компьютера, но не несущий в себе никакого энергетического посыла и не представляющий художественной ценности как для потомков, так и для говорящих. На грамматические ошибки давно перестали обращать внимания, а безграмотность превратили в определенный культ, подчеркивающий «крутость» и принадлежность к новому продвинутому сословию.

Сейчас все решает мода. Модно отыскивать и надевать старые вещи родителей, которые те в свое время ненавидели, но носили за отсутствием выбора. Модно иметь старый фотоаппарат и постно-равнодушное лицо с глазами, полными вселенской скорби. Модно создавать всевозможные арт-сообщества и тусоваться в арт-студиях. Вообще все «арт» – очень нынче модно. Арт-фотограф, арт-директор, арт-группа, арт-клуб… Писать стихи тоже модно. Однако исключительно о суициде, несовершенстве бытия и в стиле Бродского. Бродский нынче пользуется в арт-среде страшной популярностью, практически как Че Гевара и Фидель Кастро. Чему, к слову, несказанно рады современные преподаватели, ибо пусть хоть в таком варианте, но молодежь приобщается к литературе и истории.

Сейчас, чтобы донести вечные ценности и идеалы до представителей «цвета нации» и «будущего страны», правительство и муниципальные учреждения идут на всевозможные ухищрения. Старенькие умирающие кинотеатры проводят киноночи, где показывают по несколько фильмов за раз. Посетить такой киносеанс, как правило, хотят очень много желающих. Потому что в таком случае просмотр фильма превращается не в банальный поход в кино, а в целое событие, которое потом еще долго обсуждается в опять же модных социальных сетях, и не-бытие на таком мероприятии считается моветоном.

Уже стало традицией проведение Ночи музеев, которая пользуется огромной популярностью. Посетители могут бесплатно осмотреть экспонаты и поучаствовать во всевозможных интерактивах. Это веяние пришло к нам из Европы, где давно практикуются подобные мероприятия. Очереди выстраиваются дикие. Длинные шумящие «живые хвосты» собираются у дверей музеев к самому запланированному началу действа. Казалось бы, что необычного в этом мероприятии и что мешает пойти в музей днем? Явно не высокая цена билета, потому что в большинстве своем входной билет в музей осилить может каждый. Но мы помним магические слова – «модно» и «арт». В арт-тусовке модно все делать ночью. Когда ночь – сразу все происходящее приобретает новый смысл, а участники мероприятия сами себя ощущают исключительными и принадлежащими к особой касте «продвинутых интеллигентов». Поэтому пойти в музей днем – что-то непонятное и даже вызывающее среди молодежи, а ночью – нечто крутое и мистическое. И даже очереди воспринимаются как своеобразный квест: «А я смог изловчиться и попасть, а ты, ха-ха, нет. Но в следующем году – обязательно…»

Кстати, о билетах и ценах. В Государственную Третьяковскую галерею полный взрослый входной билет стоит 360 рублей. В Государственный исторический музей – 200 рублей. В недавно открывшийся Музей эротического искусства – 500 рублей. Получается, что фаллосы нынче дороже Рембрандта и Рубенса.

Однако, если государственные музеи в их привычные часы работы посещают хотя бы гости столицы, жадные до всякого рода экскурсий, то другое место скопления великих произведений прошлого – библиотеки – и вовсе хиреют. Зачем ходить в читальню, когда можно просто скачать книгу себе в телефон или другой электронно-читальный девайс? Библиотеки решили перенять опыт музейщиков и тоже устроить ночное действо. В этом году пару месяцев назад впервые прошла библионочь. Как можно догадаться, в библиотеках было не протолкнуться. Посетители играли в шахматы-шашки, лопали маковые булочки, прихлебывая лимонад – вкус советского детства, участвовали в дискуссиях на литературных встречах и быстро обшаривали полки буккроссинга. Сначала я уж было обрадовалась, ошибочно подумав, что люди все же тянутся к искусству, тоскуют в мире, где все на бегу, где все электронно-иллюзорное, по красивой речи, по запаху бумажных книг, по тактильным ощущениям от прикосновения к старой книге, у каждой из которых своя история. Однако выяснилось, что буккроссинг – набирающее популярность модное течение. Смысл его в том, чтобы принести свою книгу в библиотеку, где ее снабдят специальной наклейкой и поставят на специальную полку. С этой полки ее может взять любой желающий, в идеале оставив другую книгу взамен. После прочтения книгу возвращают на такую же полку в любой другой библиотеке. Идея хорошая, однако выясняется, что большинство даже не читают эти книги. Просто модно знать слово «буккроссинг» и использовать его при случае.


Не присутствовать на ночном перформансе в молодежной среде – моветон.
Фото с сайта www.kinonochi.com

Мы подстраиваемся под реальность, а реальность подстраивается под нас. Сейчас из всего принято делать шоу. В Интернете люди выставляют на показ малейшие детали своего быта, описывая и смакуя подробности. А главная ценность – какое количество «лайков» набрала та или иная публикация или фотография. «Лайки» – это сердечко рядом с фотографией или заметкой, на которое нужно нажать, если действие тебе нравится. Непрерывная гонка за популярностью. Однако никто толком не понимает, что будет, если фото в Интернете наберет 100 «лайков», или 1000, или миллион. Неужели покажут мифический мультик, как в игре «Волк ловит яйца», ведь тогда мы тоже упорно пытались набрать заветную тысячу очков. Только, сдается мне, ни один человек так того мультика и не увидел. Главное сейчас – попасть в струю, в модное течение, которое приносит «лайки». И не важно, будет это поход ночью в библиотеку или массовое прелюбодеяние на главной площади. А куда деваться, когда даже президента «лайкают» в Интернете? Сейчас это модно. А еще страшно популярен сейчас стиль винтаж. Молодежь цепляет на себя атрибутику прошлых лет, словно скучая по временам, которые они никогда не знали. По временам, когда общались во дворе, а не в Интернете, когда на уроках отправляли друг другу записочки, а не sms, а популярность выражалась не в «лайках», а том, какое количество друзей стоит под твоим балконом и орет: «Саша! Выходи гулять!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
233
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
269
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
242
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
271

Другие новости