0
11474
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.08.2014 00:01:00

Священники в крымском раю

Валерий Вяткин

Об авторе: Валерий Викторович Вяткин – кандидат исторических наук, член Союза писателей России.

Тэги: крым, гурзуф, путешествия, христианские святыни, паломничество, рпц


крым, гурзуф, путешествия, христианские святыни, паломничество, рпц Инкерманский монастырь был одной из главных целей паломников. Открытка начала XX века

На исходе лета в блогах и СМИ стал популярным жанр впечатлений от отпуска, проведенного в Крыму. Если бы в прошлые века информационные технологии позволяли это, наши предки тоже нашли бы, чем поделиться с читателями. И без идеологической составляющей также бы не обошлось.

В 1783 году к России отошел Крым (Таврия), впоследствии став желанным местом для путешествий подданных империи, включая деятелей государственной Церкви. К христианским святыням полуострова началось паломничество верующих, как местных русских, заселявших новую территорию империи, так и пилигримов из других губерний. Херсонский и Таврический архиепископ Иннокентий (Борисов), бывший в середине XIX века духовным владыкой над православными верующими полуострова, много путешествовал по своим «владениям» верхом на лошади, а то и пешком. Он посещал развалины древних, еще византийских, храмов, пещеры, источники, места паломничества народа. Таким образом, многим туристическим маршрутам нашего времени начало было проложено еще два столетия назад верующими пилигримами.

Уже в XIX веке существовало несколько паломнических маршрутов. Многие следовали в Успенский пещерный монастырь недалеко от Бахчисарая, этот православный палладиум Крыма. Скит очаровывал взоры, располагаясь в дивном ущелье близ древнего поселения караимов Чуфут-Кале и бывшего ханского дворца, где сладкозвучные фонтаны «из мраморной темницы бьют», как писал Пушкин.

Пути паломничества также вели в Севастополь. Недалеко от города располагались три монастыря. Быстрее добирались до Херсонесского и Инкерманского. Чуть дольше – до Балаклавского Георгиевского, пожалуй, самого древнего на полуострове. Согласно легенде, в 891 году близ крымского берега потерпели кораблекрушение греки. Вынесенные на прибрежный камень, омываемый морем, они нашли здесь икону Георгия Победоносца, в чью честь устроили на берегу пещерную церковь. Несколько моряков так при храме и остались, положив начало монашеской общине.

Думается, лубочную эту картинку (воспроизведенную ныне «Православной энциклопедией») создали в XIX веке для привлечения в монастырь масс народа. Во всяком случае, в 1891 году епископ Таврический Мартиниан (Муратовский) отказался праздновать 1000-летие монастыря, не найдя доказательств столь раннего его основания.

Священники любили не только отдыхать, но и служить поближе к русской Ривьере.		Фото начала XX века
Священники любили не только отдыхать,
но и служить поближе к русской Ривьере.
Фото начала XX века

Располагаясь на террасе горы, монастырь царил над окрестными далями. Военные корабли, проходя мимо него, салютовали пушечными выстрелами. Ведь приписанные к монастырю иеромонахи служили на Черноморском флоте, так что монастырь звался флотским.

Так или иначе, пилигримы чаще всего посещали Херсонесский монастырь, в чьих пределах некогда находился баптистерий, где, по преданию, был крещен князь Владимир Святославович. Главный монастырский храм в XIX веке блистал красотой. Колонны из итальянского мрамора и разноцветные стекла в окнах придавали ему особый шарм. Иное впечатление производил внутренний строй монастыря. Председатель Московского археологического общества Прасковья Уварова в 1902 году утверждала: «Главное несчастье Херсонеса – это существование на его развалинах монастыря, состоящего по обыкновению из подбора грубых, неграмотных, ничего не делающих и ни к чему не пригодных людей».

Зато Таврия оказалась вполне пригодным местом для архиерейских дач. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) имел свою резиденцию в Гурзуфе. Поблизости была Ливадия, где отдыхали члены императорской семьи. В Гурзуфе Вадковский проводил едва ли не каждое лето. В 1901 году в этом поселке окончил свои дни епископ Ямбургский Борис (Плотников).

До Крыма порой добирались и учащиеся духовных школ. В том числе те, чьи имена вписаны в историю Русской Православной Церкви. В 1900–1902 годах там проводил вакации студент духовной академии Сергей Симанский, будущий Патриарх Алексий I: встречался с духовником, совершал паломничества.

Интересно, что некоторые церковные иерархи, чтобы добиться вожделенного места в Крыму, пользовались связями с влиятельными деятелями, в том числе властителями дум из светской среды. В январе 1904 года Антон Чехов устроил на отдых в Гурзуфе своего знакомого, епископа Ковенского Сергия (Петрова). Писатель искал для епископа дачу «удобную, теплую, светлую», прибегнув к посредничеству начальницы ялтинской женской гимназии. Чехов учел и такую возможную нужду епископа, как близость к даче храма. К больному писателю обратился за помощью сам Петров, обещая платить за дачу до 500 руб. в месяц.

В 1912 году в Ялту приехал архиепископ Астраханский Георгий (Орлов). Вблизи же, в Гурзуфе, уже отдыхал экзарх Грузии архиепископ Иннокентий (Беляев), сменив, по сути, одни курортные места на другие. Архиереи действительно тяготели к Ялте – жемчужине русской ривьеры. И было отчего. Сезон в ней – это аристократично, решили в дореволюционной России. «Жизнь райская, всюду цветы…» – вспоминал князь Феликс Юсупов-младший об отдыхе под Ялтой, где у Юсуповых были роскошные владения.

В советское время духовные лица все так же предпочитали Южный берег Крыма. В 1955 году в Ялту прибыл епископ Омский Никандр (Вольянников), прожив здесь около двух лет. Объявленная цель приезда – курортное лечение. Там же отдыхал епископ Павел (Голышев).

В 1958 году, взяв в Ялте такси, протоиерей из Москвы Всеволод Шпиллер поехал в Алупку. Впечатления теснились в нем: «Чудная дорога! Справа и слева кусты, покрытые… цветами, невероятно пахучими. Воздух просто напоен ароматами. Проехал Ливадию Юсуповых… открылся неописуемо красивый вид на море… поразительное зрелище». Другие чувства вызывали люди – «вульгарнейшая толпа». Встречая «типичных» представителей советского общества, священник будто забывал о пастырском долге любить всех без исключения братьев во Христе. Предпочитал, видимо, исчезнувший из советской действительности благородный класс «юсуповых».

Что до Гурзуфа, то в его окрестностях советская власть открыла детский лагерь «Артек», здесь зазвучали пионерские горны вместо литургических песнопений. Эти места превратились для служителей культа в «потерянный рай».

Теперь, когда Крым стал частью России, духовенство из Москвы и Санкт-Петербурга вновь может обрести эти райские места, получив над полуостровом почти полную духовную власть. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
482
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
600
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
511
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
415

Другие новости