0
9877
Газета Стиль жизни Печатная версия

21.03.2018 00:01:00

Как гасили веру в Благодатный огонь

Русские миссионеры удивлялись потребности паломников в сверхъестественном

Борис Колымагин

Об авторе: Борис Федорович Колымагин – писатель, публицист.

Тэги: благодатный огонь, иерусалим, храм гроба господня, пасха, великая суббота, самвел агоян


благодатный огонь, иерусалим, храм гроба господня, пасха, великая суббота, самвел агоян Схождение Благодатного огня в Великую субботу – важнейший момент российских телешоу. Фото Reuters

Приближается Пасха, а вместе с ней и «чудо» схождения Благодатного огня в храме Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме. Ежегодно в Великую субботу российские телеканалы устраивают прямые трансляции и соревнуются в описании физических подробностей «сверхъестественного» явления. Реклама предваряет трансляцию: не пропустите!

Но многие верующие сомневаются в том, могут ли чудеса совершаться «по расписанию», пусть и богослужебному. Первый начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме Порфирий (Успенский) в своем эпохальном труде «Книга бытия моего» приводит наряду с прочими такое свидетельство: «Иеродиакон, закравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает».

История богослужения однозначно свидетельствует о том, что сегодняшний обряд в храме Гроба Господня есть порождение чина возжжения нового огня на Пасху, который некогда совершался в каждой христианской общине.

Слова Иерусалимского патриарха Феофила III, сказанные накануне Пасхи 2008 года, что служба огня Великой субботы есть лишь одно из церковных священнодействий, подтверждают это мнение. Напомним, что во время встречи с делегацией российских журналистов патриарх-грек буквально заявил: «Обряд Великой субботы – это церемония, которая является репрезентацией (представлением, воспроизведением), как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от Кувуклии разошлась по миру». Один из клириков прокомментировал эту и без того понятную фразу Феофила III: «Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Откровения Самвела Агояна (справа) вызвали протесты греческого священника.	Кадр из видеосюжета «Хадашот 2»
Откровения Самвела Агояна (справа) вызвали протесты греческого священника. Кадр из видеосюжета «Хадашот 2»

Многие клирики других конфессий солидарны с предстоятелем Иерусалимской церкви, говорящим обиняками, чтобы не смутить свою паству. В этом году на ниве критики «огнепоклонства» отметился армянский священник Самвел Агоян, которому трижды довелось присутствовать в Кувуклии при зажигании Благодатного огня накануне православной Пасхи.

В интервью одному из израильских телеканалов представитель Армянской церкви сказал, что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, и ничего мистического здесь нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», – пояснил он.

Любопытно, что находившийся случайно рядом в этот момент греческий священнослужитель замахал руками и закричал: «Остановите камеру, он лжет!»

Что тут сказать? Если люди хотят чуда, доводы рассудка их не убедят: они останутся при своем.

Но это не значит, что вера таких людей испарилась, на смену пришли одни суеверия. Не случайно известный миссионер священник Георгий Кочетков, размышляя о феномене Благодатного огня, однажды заметил: «С одной стороны, к собственно христианской вере это не относится. Это относится к знакам веры, внешним ее обрядам. Они тоже не бессмысленны, они важны, но не входят в самую глубину нашей веры. Не будет этих обрядов – будут другие, главное, чтобы они не противоречили духу и смыслу веры в Бога Единого и Иисуса Христа – и ничего плохого не будет. Обряды исторически изменчивы – важно, чтобы сохранился духовный смысл жизни в Господе Иисусе Христе, жизни в любви… Люди, наивно и буквально веровавшие в это чудо, пусть верят, но не надо придавать этому слишком большое значение. Вера прекрасно существует и без таких чудес, похожих в глазах людей на фокусы. Господь Бог фокусами не занимается. Бог творит  чудеса, но эти чудеса суть знамения Бога, знамения Царства Небесного. Это совсем другое дело».

Любопытно, что в советские годы в Русской духовной миссии в Иерусалиме также спокойно смотрели на ритуалы вокруг схождения огня. И даже принимали участие в связанных с ним символических действиях.

Перенесемся мысленно в 1960 год. Святой град, 16 апреля, Великая суббота. Начальник РДМ и ее члены «на автомашине прибыли с Благодатным огнем в Троицкий собор, и Благодатный огонь передали монашествующим и всем верующим, находящимся в соборе, и после этого перед Плащаницей отец архимандрит Августин совместно с отцом архимандритом Никодимом (Русняком) прочитали акафист Живоносному Гробу Господню».

Архимандрит Августин (Судоплатов) с помощником привезли огонь от Мандельбаумских ворот, которые соединяли между собой секторы Израиля и Иордании в городе. Эти секторы появились после войны 1948–1949 годов между арабами и евреями и просуществовали до 1967 года, когда на территории города был создан единый муниципалитет.

Так вот. Члены Миссии стоят на границе и ждут своего часа. Газета Jerusalem post описывает происходящее: «Благодатный огонь, который традиционно символизирует Воскресение, был вчера зажжен в церкви Воскресения и привезен к проходу Мандельбаума для передачи в греческие, русские и арабские православные церкви во всем Израиле. Огонь будет гореть до следующей Пасхи… Примерно 50 тыс. паломников присутствовали на площади перед церковью Воскресения для того, чтобы посмотреть ритуал Благодатного огня. Архимандрит Диодорос привез пламя к проходу Мальденбаума в фонаре и передал его архимандриту Игнатию, который пришел с израильской стороны для того, чтобы встретить его в центре нейтральной земли. Оба священника обнялись, и Игнатий взял пламя, когда иорданские и израильские полицейские пожимали руки для фотографов. Затем пламя было передано главе Русской духовной миссии архимандриту Августину, облаченному в золотисто-парчовую епитрахиль с позолоченным фонарем длиною в метр. Огонь в храмы Яффы, Назарета и Рамле был доставлен на такси».

Конечно, немного жаль, что миллионы зрителей, которые смотрят телевизионный «ящик», начинают воспринимать православие в контексте «огнепоклонства». Но стоит признать, что этот контекст появился не сегодня, о чем лишний раз свидетельствуют документы, относящиеся к деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Малиновый фрак с искрой

Малиновый фрак с искрой

Слава Сергеев

От сожжения второго тома «Мертвых душ» до паломничества Гоголя в Иерусалим

0
5641
Фильм о связях исламизма и нацизма получил признание на Ближнем Востоке

Фильм о связях исламизма и нацизма получил признание на Ближнем Востоке

Руслан Мамедов

Провокационный кинематографический проект вызвал споры

0
10029
Формула допетровской Руси

Формула допетровской Руси

Георгий Соловьев

На выставке в Подмосковье можно увидеть Россию XVII столетия глазами художников Серебряного века

0
4394
Папа Франциск надеется в 2025 году объединить католический и православный календари

Папа Франциск надеется в 2025 году объединить католический и православный календари

Милена Фаустова

Святой престол рассчитывает на Константинополь

0
12621

Другие новости