0
3600
Газета Стиль жизни Печатная версия

13.02.2022 17:51:00

Между небом, землей и преисподней. Знаменитый карнавал накануне 1600-летия Венеции

Татьяна Зонова

Об авторе: Татьяна Владимировна Зонова – профессор кафедры дипломатии МГИМО, доктор политических наук.

Тэги: венецианский карнавал, традиции, история, цифровизация


венецианский карнавал, традиции, история, цифровизация Венецианский карнавал – это увлекательная сюрреалистическая игра. Фото Reuters

В этом году знаменитый Венецианский карнавал проходит с 12 февраля по «жирный вторник» первого дня марта, как всегда олицетворяя прощание с зимой и встречу долгожданной весны. По традиции церемония открытия под названием «Праздник на воде» прошла на Каннареджо (Королевском канале), одной из главных венецианских водных артерий.

Карнавал неизменно проходит при большом стечении как туристов, так и местных жителей. Поэтому муниципальные власти настойчиво предупреждают о необходимости заранее забронировать места в гостинице, ресторане, обеспечить возможность посещения некоторых дворцов и соборов и участие в желаемых представлениях. Переход к зеленой экономике диктует свои правила. Мэр Венеции Луиджи Бруниаро строго предупредил о запрете сбрасывать в каналы мусор, пластик, конфетти и прочие предметы. Он также попросил проявить осторожность и не подходить слишком близко к наряженным людям, ведь есть риск повредить их дорогие карнавальные костюмы. Любое оружие или инструменты насилия категорически запрещены, даже если это часть карнавального костюма. В 2019 году группа туристов была задержана полицией за ношение настоящих сабель. Наказание – высокие штрафы. Штрафы предусмотрены и за нарушение ночной тишины.

Традиция требует, чтобы все участники карнавала были в карнавальной маске. По иронии судьбы в прошлом и нынешнем годах это требование совпало с антиковидными запретами. До 31 марта в Италии сохраняется обязательное ношение маски там, где собирается много людей, будь то в закрытых помещениях или на улице.

Карнавальные маски, как правило, традиционны. Чаще всего это полностью закрывающая лицо белого цвета маска с прорезями для глаз. Символична в дни пандемии и маска «лекаря чумы» с длинным птичьим клювом. Эту маску носили врачи в период чумных эпидемий, надеясь, что засунутые в клюв целебные травы предохранят от заражения.

Истории известен предвестник карнавала: это древнеримские сатурналии. У Апулея в его «Метаморфозах» можно прочитать о том, как надевшие маску римляне на время праздника отказывались от общепризнанного порядка поведения, полностью забывали об иерархии отношений и корректности. Предпочтение отдавалось колким шуткам, проказам и даже разнузданности. Верили, что позволенные в период сатурналий нарушения благопристойной «космической гармонии» непременно повлекут за собой «возрождение».

Предполагают, что само слово «карнавал» происходит от латинского выражения «отказаться от мяса». Ведь празднество завершается в «жирный вторник» обильным банкетом, после чего начинается отсчет 40 дней Великого поста. Есть, правда, и другие гипотезы о происхождении слова, например, от названия аллегорической повозки в форме лодки, появлением которой римляне когда-то открывали свои празднества. В Средневековье христиане верили, что карнавал олицетворяет циркуляцию мистических духов между небом, землей и преисподней. Люди в маске как бы обретали временное обличье и превращались в сверхъестественное существо. Такой карнавал красноречиво изображен на картине Питера Брейгеля-старшего «Битва между Карнавалом и Великим постом». Временами радостный праздник омрачался, ибо кое-кто, следуя несовершенству человеческой природы, использовал маски и широкие плащи для противоправных действий, вынуждая власти издавать связанные с этим суровые запреты.

Обычай карнавала распространялся прежде всего в католических странах. Кроме государств – любителей карнавалов на Апеннинском полуострове он стал проводиться за океаном в Бразилии, как и во многих других католических странах и регионах. Но именно Венецианская республика примерно с X–XI веков превратилась в центр карнавальных инициатив, производства масок и карнавальных костюмов. Венецианские умельцы добились официального признания и стали членами вновь созданного цеха. В дни карнавала публика стремилась попасть на представления в театрах, послушать выступления музыкантов, восхититься трюками акробатов, попереживать за жизнь укротителей зверей. С нетерпением ожидали карнавала розничные торговцы, мечтавшие приумножить свои состояния. В середине XVI века большое впечатление на публику произвел впервые исполненный «полет Ангела». Его изображал юный акробат-турок с прикрепленными к спине «ангельскими крыльями». Юноше удавалось, балансируя на протянутом от мола канате, добраться до звонницы колокольни Сан-Марко и затем по тому же канату спуститься к замиравшей от ужаса толпе. В результате одного несчастного случая, однако, решили перейти к использованию в этих целях вырезанной из дерева фигурки голубя. Полет «голубя» сопровождался дождем из конфетти.

В век Просвещения знаменитый венецианский драматург и либреттист Карло Гольдони не раз отмечал популярность в Венеции «комического театра», а Никколо Паганини, скрипач-виртуоз и композитор, сочинял вариации на тему «Венецианский карнавал». Местные патриции с удовольствием в своих роскошных дворцах устраивали бал-маскарад. Именно тогда одним из завсегдатаев карнавальных балов неизменно являлся не скованный условностями венецианский авантюрист и писатель Джакомо Казанова.

Бурные исторические события и войны, потрясавшие государства Апеннинского полуострова, нарушили сложившиеся в «Светлейшей республике» традиции. Лишь в 1979 году празднование карнавала в Венеции возобновилось. В погоне за ярким зрелищем и сильными эмоциями тысячи туристов со всего мира немедленно стали съезжаться на карнавал в главный город итальянского региона Венето.

Сегодня, как и сотни лет назад, дни карнавала радуют традиционным конкурсом на самую красивую из 12 девушек по имени Мария. С 2001 года вновь практикуется и «полет Ангела», правда, теперь он исполняется только профессиональным канатоходцем со страховкой; под одобрительные восклицания толпы циркач при приземлении попадает в объятия наряженных по этому поводу «дожей». К сожалению, на нынешнем карнавале восхититься этим зрелищем не пришлось, его тоже отменили в связи с ковидом. Но красочный кортеж гондол на Большом канале, выставки и театральные представления с интригующими названиями «Игра, любовь и безумство», «Полет орла», «Полет льва» и даже «Полет осла» непременно привлекут внимание благодарных зрителей.

Опыт прошлого года (карнавал в 2020-м был вовсе отменен) показал, что, несмотря на пандемию, карнавал получил прекрасный отклик во всем мире. Цифровизация и в этом случае принесла свои плоды, и если вам не удалось реально оказаться в Венеции, то за программой карнавала можно было следить по прямым интернет-трансляциям и на официальном сайте карнавала, и в социальных сетях, и на цифровом канале «ТелеВенеция». В виртуальном варианте вы могли ознакомиться с историей карнавала, посетить предприятия, создающие маски, посмотреть посвященные карнавалу представления, узнать о знаменитых венецианских кафе, ресторанах и кондитерских. Зрителям предлагали увидеть образцы искусства венецианских мастеров, например знаменитых стеклодувов острова Мурано, прицениться к произведениям венецианских ювелиров. Особый восторг вызвало красочное представление кортежа Нептуна и шествие аллегорической Королевы морей – Венеции, окруженной «дожами, купцами и простолюдинами», все это придумали и осуществили сотрудники известного ателье Антонии Сауттер.

В наши непростые дни карнавал решили превратить в своего рода лучик надежды, прежде всего для детей. И в текущем году молодежь опять в центре внимания. Для них предусмотрены разнообразные представления, игры и развлечения на залитых для этого катках. Из 24 площадок карнавала 20 рассчитаны на детей и подростков от 7 до 17 лет. Для участия как офлайн, так и онлайн надо было заранее зарегистрироваться на официальном сайте карнавала. Предлагаются разнообразные программы совместных игр и встречи с популярными персонажами. Несколько интернет-платформ посвящено конкурсу на самую интересную маску. Компетентное жюри присуждает премии, а с итогами его работы можно познакомиться как очно, так и онлайн. Это позволило жителю Гамбурга, в прошлом году награжденному первой премией за созданную им маску, стать почетным гостем нынешнего карнавала. Недаром маска излучала оптимизм и носила название «Радость жизни».

В дни нынешнего карнавала следует помнить, что в марте предстоит отметить 1600 лет со дня основания Венеции, этого сказочного города на воде. Город прекрасен в солнечные летние дни, но особую загадочность его архитектурные очертания обретают зимними ночами, когда вы бродите по венецианским улочкам и поражаетесь необычной для жителей больших городов тишине, деликатно нарушают которую лишь всплески ее бесчисленных каналов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Петровское "окно на Восток" как предчувствие будущего

Петровское "окно на Восток" как предчувствие будущего

Анатолий Торкунов

Евразийская сущность геополитического мышления царя до сих пор остается недооцененной

0
1126
Подводники не вернулись с задания

Подводники не вернулись с задания

Валерий Громак

Швеция препятствует расследованию гибели советской субмарины

0
2648
Батальоны, умытые кровью

Батальоны, умытые кровью

Максим Кустов

Правда о сталинских штрафбатах и штрафротах

0
1634
Война – вооруженным глазом

Война – вооруженным глазом

Алексей Голубев

Из жизни кинохроникера бронетанковых войск

0
1183

Другие новости