0
27801
Газета Стиль жизни Печатная версия

16.08.2023 16:58:00

Записки о финишной черте, листьях-самоубийцах и смирительной рубашке

Неужели все напрасно?

Валерий Вяткин

Об авторе: Валерий Викторович Вяткин – кандидат исторических наук, член Союза писателей России.

Тэги: судьба, жизнь, небытие, смерть, печать смерти


судьба, жизнь, небытие, смерть, печать смерти Человек погружается в смерть, как в воду. Кадр из фильма «Часы». 2002

* * *

Единственной неизгладимой печатью служит печать смерти.

Две роковые стены

Вдоль пешеходной дорожки посадили юные клены: каждый оградили метровым штакетником, как бы обозначая жизненное пространство. Деревца дружно пошли в рост. Но в одном из ограждений нет ничего – даже остатков ствола. Деревце погибло – ограждение осталось.

Без ограждений – стен не строится и жизнь человеческая. Квартирные стены, законы, обычаи… – все в разной степени ограждает, служит темой тюрьмы. Душа человека тоже заключена – в стенах своего тела.

Можешь бросить свое жилище, не соблюдать обычаи… Но останутся две стены – даты твоего рождения и смерти: они вне твоей власти – их ты не отменишь. Две стены не замкнутое пространство. Но для рожденного быть узником, они тоже образуют тюрьму.

Как и в случае с кленком: человек умирает – остается ограждение, символизируя жалкую участь людей.

* * *

Человек погружается в воду: вот вода сомкнулась над ним – это и есть образ смерти.

* * *

Судьба неумолима подобно смерти. И каждый удар судьбы – как образ смерти. И будет последний удар.

Торжество математики

Нет злой судьбы – есть действие теории вероятностей.

Умирает человек – и вновь математика: из одной даты вычитают другую.

* * *

Дорога в небытие всегда без пробок. И скорости на ней просто космические.

* * *

Человек умирает в два этапа: сначала «гаснет» его тело, затем – след от дыхания.

Образ небытия

N снилось, что ведет учебное занятие, хотя уже не был преподавателем.

Мы остываем от завершенных дел. И стул твой остынет, когда ты умрешь: только гораздо быстрее…

Спустя месяц N вернулся в свой дом, где жил один. И пахнуло безжизненностью, точно дух его здесь простыл. И N понял: вот образ моего небытия.

* * *

Беды наши группируются, наваливаясь одна за другой, а то и разом, как нападает организованное хулиганье. И никнет к земле человек, и рвется нить, связующая с жизнью, и где-то тревожно трубят журавли.

* * *

Постоянно вязнешь в трясинах, но главная трясина – смерть.

* * *

Смерть – лишь линия горизонта.

* * *

Он не умер, а бросил изношенное тело, как змея сбрасывает кожу.

* * *

Смерть – это санитар жизни. Умер человек – и нет его страданий. Вот действительное милосердие.

* * *

«Очень устал…» – начинаю ворчать от душевных невзгод. Но тут же осаживаю себя: «А мир от тебя не устал?»

Смерть облагораживает любого человека.

* * *

Сначала ездишь в гости, затем на могилки. А вот готова она и тебе, что значит: едешь в страну забвения.

Смерть порождает смерть, и нет ничего, кроме нее – конечного пункта всех поездок. Ты скажешь: жизнь. Но жизнь – это поле, где смерть собирает свой урожай.

Губительные чары смерти

Среди ветвей засохшей сосенки поднялся репейник – будто нашел безопасное место. Но по осени пожухнул и он. И теперь, в тех же колерах, что и сосенка, он застыл, как часть деревца. Ниже метра была сосенка, но он не вырос выше, точно смерть властвовала над ним, дохнув на репейник в трагический час.

Заметен был и шиповник поблизости. Об осени напоминали его желтые листья: шиповник будто украсился ими. Желтых листьев было немного. Но поникли цветы, хоть и прятались в листьях зеленых. Дыхание смерти ощущалось и здесь.

Осталось заметить девочку, собиравшую листья клена. Опавшие, они манили к себе яркой раскраской.

Смертное очаровывалось смертью…

* * *

Человек вызревает для смерти, и та выхватывает его одним махом. Так огородник выдергивает из земли овощ, который тоже исподволь вызревает.

* * *

Единственная смирительная рубашка – это смерть. Все остальное – паллиатив.

* * *

Сильнее человека только смерть, ведь прочее он побеждает. Расклад заранее известен. Так стоит ли паниковать?

* * *

«Я ухожу» – назвал свою книгу писатель. Но к чему здесь патетика? Будучи неразумны, с плачем вошли мы в жизнь; и теперь, умудрившись к старости, давайте уйдем молча. Бесшумное падение листьев – вот уместный пример.

* * *

Уйти беззвучно из жизни, как лист слетает с ветки, уйти по возможности незаметно – здесь что-то будто бы ангельское.

* * *

Листья по осени многоголосы: каждый говорит своим цветом. Уходя же под снег, хоронятся заживо.

* * *

Красивая смерть не знает страха.

* * *

На асфальтной дорожке копошилась трясогузка. Увидев меня, идущего, заспешила и, наконец, улетела. Подойдя к тому месту, увидел крылья бабочки капустницы, что стала добычей трясогузки. Крылья лежали россыпью, точно яблоневые лепестки.

Для иных и смерть как поэтическая строка.

Смерть после смерти

Крона тополя была спилена. Но в последнем порыве он прыснул ввысь десятью побегами. Увы, напрасно: теперь и они торчат сухие.

Неужели все напрасно?

* * *

Зима. Встав у края дороги, бродячая собака вытягивала морду: машины шли сплошным потоком, отрезая собаке полмира. И в быстрых корчах стихала на асфальте поземка.

* * *

Желтые листья слетают с веток: так самоубийцы бросаются с высоты.

* * *

Желтые листья летят и в июне – дыхание смерти слышно постоянно.

* * *

Сухие листья – а как выразительны: летают, прыгают, скачут… Неужели и мертвое одухотворено?

* * *

Еще не истлели кости мертвеца, а память о нем уже рассеялась. Так что же главное: материя или душа?

* * *

Главный признак смерти – гробовая тишина: порой наступает до остановки сердца. Еще ты катишься по инерции, но уже забыт – катишься неуклонно в полный мрак.

* * *

Ребенок спрыгнул с качелей. Они не вдруг остановятся, медленно сокращая размах движений. Так медленно, после смерти, тают прижизненные звуки.

* * *

Зима долго агонизировала позимками, но даже праху ее не сохраниться.

Призрак жизни

Неугомонный майский ветер носится по округе. Лопочут молодые листья. Отвечает ветру и мертвая береза – колобродят слепые, безлистные ветви: будто шарят кругом, ища выхода из этого мира. А может, вспоминают о жизни?

* * *

По асфальту мчатся прошлогодние листья, гонятся друг за другом, будто живые. Вот шмыгают по дорожке: проворные, словно мыши. Овальные тельца, хвосты-черенки.

Жизнь и смерть – они неразлучны, составляют, пожалуй, единое целое.

Союз противоположностей

Эту березку в два метра заметишь наверняка: поднялась там, где нет деревьев.

Распустившись в начале мая, листья ее стали быстро блекнуть – с каждым днем все меньше блестеть, напоминая о конечном увядании. Листья пока растут, не скрывая того, что среди ветвей – прошлогоднее травянистое растение. Засохшее, оно ростом с березку, и хочется сказать: колос в колос, голос в голос. Будто единое целое составляет растение с деревцем.

Жизнь и смерть приравнялись друг другу. И смерть кажется квинтэссенцией жизни.

Печать жизни

У липы этой надломлена ветвь (беда случилась минувшим летом). Вися вертикально на ленточке коры, она качается на весеннем ветру. Целые ветви обнажены, а пострадавшая – при цвете и листьях, засохших, конечно, и призаблекших.

Смерть не событие – а процесс, напоминает пострадавшая ветвь: каждый миг приближает нас к смерти.

И если смерть придет безвременно, то жизни печать обещает храниться: на ветви ли пострадавшей иль в памяти нашей об ушедшем не в срок…

Неожиданные подсказки

Порой кажется: торжествует реклама, горделиво возносясь над нами. А на этом перекрестке все иначе: над афишами увеселений – вывеска похоронного агентства: прямоуголь­ная и мрачная, она напоминает парящего ворона.

С увеселениями и «потребительской корзиной» мы ниже и ниже смерти…

Прошло время, и реклама «для живых» исчезла. Осталась вывеска похоронного агентства – одна-одинешенька. Подхожу к забору, где раньше красовались афиши. Свежеокрашенный, он накрыт сеткой-рабицей – теперь к нему ничего не приклеишь. Логика точно соблюдена: смерть победила жизнь – свою конкурентку. Но только не жаль этой «жизни».

Думая так, продолжил свой путь. Вот обернулся к забору. Как ярко зеленеет он под сеткой! – словно призывает думать о будущем.

* * *

Мир мало бы изменился, если б воскресли великие и обвинили нас в безумии. Великим бы сказали: «Вы безнадежно отстали от жизни».

* * *

Мать с трехлетним сыном встала рядом со мной в автобусе. «Что это?» – спросил ребенок, указывая на компостер. «Этой штукой оплачивали проезд, когда тебя еще не было». – «Почему меня не было?» – выпалил сын, и мать не смогла ответить. Негромко рассмеявшись, я посмотрел ей в лицо – сквозь легкую улыбку на нем просвечивались вина и растерянность.

В нежном своем возрасте ребенок не ведал о смерти. Не зная же о конце, нельзя уяснить и начало. Смерть и рождение – две равно сложные взаимосвязанные тайны.

* * *

Нет лучшего плача по умершему, чем листопад у плакучей березы.

* * *

Два праха ждут умершего: земля и обыденность, в которой погребается память о нем.

Старик-смерть

То было подобие физкультурного бега, жалкий его образ. Бежал старик-раскоряка, но двигался еле-еле. Изможденное лицо – ни кровинки в нем: страшное, как у старухи-смерти, в которую верят иные. Умирала плоть, умирал дух, умирала последняя надежда.

* * *

Серое свинцовое небо давит с неимоверной силой. В лужах, волнуемых ветром, дрожат отраженья деревьев. «Заканчивается переход!..» – тревожно доносится от светофора. Да какой там переход! – заканчивается сама жизнь. 

Пермь


Читайте также


Урбанистическое бытие определяет не только сознание, но даже анатомию мозга

Урбанистическое бытие определяет не только сознание, но даже анатомию мозга

Андрей Ваганов

Хорошо, что дважды два по-прежнему четыре

0
983
Охота на спящих тенреков

Охота на спящих тенреков

Игорь Сид

Пряный коктейль диких лесных запахов и прерывистая какофония ночью на острове Мадагаскар

0
1437
Мелочи деревенской жизни

Мелочи деревенской жизни

Алла Перовская

Про частный дом, соседей и веселье посреди ночи

0
4530
"Я всегда на стороне слабого"

"Я всегда на стороне слабого"

Юлия Горячева

О Докторе Лизе, которая помогала людям, не разделяя их на своих и чужих

0
5822

Другие новости