0
9009
Газета Стиль жизни Печатная версия

24.12.2023 16:25:00

Китай после пандемии

Раны, нанесенные жесткой политикой "нулевой терпимости" к вирусу, полностью не затянулись

Сергей Цыплаков

Об авторе: Сергей Сергеевич Цыплаков – кандидат экономических наук, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, нулевая терпимость, постковидный китай, общественные настроения, экономика, деловая активность, туризм, зеленая повестка

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, нулевая терпимость, постковидный китай, общественные настроения, экономика, деловая активность, туризм, зеленая повестка Автомобили с зелеными номерами завоевывают китайские города. Фото Reuters

Разлука с Китаем для человека, любящего эту страну и прожившего в ней не один год, непереносимо трудна. Уезжая из Китая в ноябре 2019 года, я думал, что это расставание будет кратким, но начался ковид, и разлука растянулась на долгие четыре года. Не буду скрывать, что был очень обрадован, получив любезное приглашение посольства КНР в России и корпорации «Чэньтун» вновь посетить Китай в составе делегации российских китаеведов, тем более что мои китайские друзья давно уже звали меня приехать.

Маршрут поездки делегации помимо Пекина предполагал посещение Шанхая и Шэньчжэня, что давало возможность посмотреть на жизнь крупнейших городов Китая. Кроме того, у меня имелись собственные планы и отдельная, подготовленная друзьями программа в Пекине. Конечно, метод «любоваться цветами с мчащейся лошади», как образно говорится в китайской поговорке, отнюдь не гарантирует полноты и абсолютной точности впечатлений, но после 18 прожитых в Китае лет мне, во всяком случае, было с чем сравнивать.

На первый взгляд повседневная китайская жизнь изменилась мало, всё та же суета на улицах, автомобильные пробки на дорогах, как и в старые времена, открыты двери бесчисленных лавок, магазинов и ресторанов. Однако, если присмотреться чуть повнимательнее, то замечаешь, что ковидные годы не прошли бесследно. Раны, нанесенные пандемией, жесткой политикой «нулевой терпимости» к вирусу, полностью еще не затянулись, а иногда и продолжают кровоточить.

Неуловимо изменились общественные настроения. Наблюдения, разговоры как с друзьями, так и с малознакомыми, случайными людьми невольно наводят на мысль о том, что оптимизм, который долгое время был неотъемлемой чертой самых широких слоев китайского общества, заметно поубавился. В то же время возникли настроения тревожности и в определенном смысле неуверенности. Довольно широко распространены опасения возникновения новых эпидемиологических вспышек. Бросается в глаза, что больше, чем прежде, людей на улицах и в закрытых помещениях продолжают в инициативном порядке носить маски. В определенной мере это можно объяснить сезонным фактором – зимой маски в Китае носили и до ковида, но тема сложной эпидемиологической ситуации, рисков новых массовых вспышек заболеваний (необязательно ковида) в частных разговорах всплывала очень часто. Чувствуется, что в обществе все еще очень свежи воспоминания об ужасах времен эпидемии, жестких мерах по борьбе с ней и беспорядочном, форсированном выходе из режима «нулевой терпимости», сопровождавшимся волной повальных заражений с большим количеством летальных исходов.

Не добавляет большинству китайцев оптимизма и сложное положение в экономике. Даже невооруженным глазом видно, что малый и средний бизнес, особенно в сферах розничной торговли и контактных услуг, пострадал очень сильно, некоторые компании и лавки закрылись, другие изо всех сил борются за собственное выживание. «Торговля идет очень трудно, так как в экономике дела плохие», – прямо сказала моя добрая знакомая, энергичная молодая женщина, которая открыла собственный маленький магазин в провинции Цзянси. Подобные же суждения, может быть, выраженные не столь откровенно, приходилось слышать и от других людей.

Видны и проявления принявшего затяжной характер кризиса на рынке недвижимости. Посещая расположенный в экономически развитой северной провинции Шаньдун город Циндао, который является крупным морским портом и логистическим центром, был впечатлен видом кварталов недостроенных жилых домов. До этого последний раз был в Циндао летом 2019 года, и тогда подобных картин и близко не было.

Изменения в настроениях общества вызывают тревогу у властей. Недаром на состоявшемся в начале декабря Центральном совещании по экономической работе в числе первоочередных была поставлена задача преодолевать «упаднические общественные настроения».

В общем же ощущается, что деловая активность не достигла еще доковидных уровней и продолжает находиться на этапе неспешного восстановления. Это хорошо заметно по объемам пассажиропотока в крупнейших аэропортах и на вокзалах для скоростных поездов. Пассажиров много, но все-таки их число пока еще меньше, чем было до ковида. Сократилось количество посетителей многих ресторанов. В популярный ресторан на одной из самых известных ресторанных улиц Пекина «Гуйцзе» в пятничный вечер вполне можно было бы не заказывать места заранее. Раньше же, чтобы просто поесть в общем зале, там нужно было посидеть в очереди, ну а взять отдельный кабинет «баофан» без предварительного бронирования было просто нереально.

Впрочем, с ресторанами дело обстоит далеко не так однозначно. Сложности сложностями, но часть китайского бизнеса как процветала, так и продолжает процветать. Косвенным свидетельством этому можно считать то, что некоторые престижные и дорогие пекинские рестораны заполнены, что называется, под завязку. Мы с сыном Филиппом, который работает в Пекине, планировали пригласить на субботний бранч старую приятельницу нашей семьи. И я, чтобы не ударить лицом в грязь, непременно хотел, чтобы это мероприятие прошло в ресторане центра международной торговли «Гомао», славящегося своей великолепной кухней. Однако, как оказалось, даже по предварительной записи свободных мест там не было. Филиппу не без труда удалось забронировать столик в ресторане отеля «Ритц Карлтон».

Во время этого обеда в очередной раз бросилась в глаза еще одна особенность постковидного Китая – явное сокращение иностранного присутствия. Кроме нас, в зале других иностранцев не было. И это в международном отеле в центре Пекина. Везде звучала только китайская речь.

Не буду скрывать, что мне было очень приятно ее слушать, но особенное удовольствие вызывал китайский язык Филиппа, который за последние годы поднялся на качественно новую высоту по полному отсутствию акцента, набору лексики, мелодике и темпу, практически не отличаясь от того, на котором говорят сами китайцы.

Однако факт остается фактом – иностранцев в Китае стало мало, прежде всего туристов. Это видно повсюду и прежде всего в Шанхае, который всегда был своего рода китайской туристической Меккой. Правда, сейчас отдельные группы иностранных туристов вновь стали появляться, но пока их число еще не сопоставимо с доковидными уровнями. Для того чтобы выправить эту ситуацию, власти в одностороннем порядке пошли на введение с 1 декабря безвизового въезда для граждан Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Испании, Малайзии.

12-1-2-t.jpg
Неофициальный масочный режим в Пекине
продолжается. Фото Reuters
Несмотря на все сложности постковидного восстановительного периода, было бы сильным упрощением воспринимать и рисовать положение в Китае только в темных или серых тонах. Страна, как видится, продолжает сохранять как значительный запас прочности, так и потенциал для дальнейшего развития. Уровень цифровизации всех сторон жизни, который был высоким и четыре года назад, продолжает расти.

Видно, какие огромные усилия прилагаются по продвижению «зеленой» повестки. «Зеленое» развитие, создание «экологической цивилизации» пропагандируются, их важность подчеркивается практически везде и постоянно. Китайское руководство методично и целенаправленно взялось за формирование «зеленого» образа жизни. И это не просто слова и призывы. Переезжая на скоростном поезде из Пекина в Шанхай, мог своими глазами видеть, как выросло число ветряков и различных солнечных панелей. Но больше всего поражает прорыв в развитии автомобилей на альтернативных источниках энергии. Количество электро- и гибридных автомобилей выросло кратно, авто с зелеными номерами видны повсюду. Китайские собеседники утверждали, что в Шэньчжэне доля авто на альтернативных источниках энергии превысила половину, в Шанхае она составляет порядка 35%, в Пекине – около 25%. Если раньше на рынке доминировали автомобили Tesla и еще, пожалуй, автомобили компании BYD, то сейчас появилась масса новых марок китайских электромобилей.

Кампания по их внедрению ведется продуманно и целенаправленно. Помимо налоговых льгот на их приобретение власти осуществляют большую работу по созданию соответствующей инфраструктуры, прежде всего разветвленной сети заправок. В целом, как видится, тенденция продвижения Китая по пути «зеленого» развития все более приобретает необратимый характер и в дальнейшем может привести к тектоническим сдвигам в структуре экономики, энергетическом балансе и социально-экономическом развитии страны в целом. 


Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1707
О дорогах, которые нас выбирают

О дорогах, которые нас выбирают

Юрий Гуллер

Лето на горизонте – самое время помечтать о путешествиях

0
1078
Россия может победить в санкционной битве с Западом

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Михаил Сергеев

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

0
2030
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
1378

Другие новости