![]() |
Внешне самурайский музей выглядит вполне презентабельно. Фото автора |
Удивительно, что все это не декорации, а реально сохранившиеся дома. Причем можно «на площадке» сравнить свои габариты с пространством, в котором жили люди сотни лет назад. Моим, довольно скромным по русским меркам, 181 см роста было там тесновато. В императорском дворце пространства побольше, но вот, так сказать, среднестатистическая самурайская хрущевка жмет во всех местах.
Как бы то ни было, спасибо, что нынешние владельцы, берущие свои корни оттуда, из древней Японии, оставшейся лишь на пожелтевших свитках, любезно открывают свои седые дворы для нас, простых посетителей.
Канадзава вся сложена из дерева разного возраста, и оно какое-то серое. Я ни разу не столяр, поэтому для меня не очевидно, почему весь город одет в это серое дерево, но факт остается фактом. Особенно много здесь этакого заборчика, похожего на штакетник, посеревший от дождя и солнца.
На станции Тихонова Пустынь, на которой мой отец построил нашу первую дачу, штакетник, вдоль которого росла смородина и немного малины, был один в один с этим. Так вот, Канадзава вся именно такая – собранная из серого смородинового штакетника моего детства. Город малоэтажный. Токийские улицы-ущелья со взметнувшимися ввысь небоскребами – это все же такое архитектурное доминирование. А в Канадзаве, когда идешь мимо домика с барсучком и лютиками на крылечке, – никакого доминирования. Лишь сплошные неги вокруг и, конечно же, разлитый в пространстве уют.
![]() |
На ваших глазах на рожок мороженого наклеивают лист пищевого золота. Фото автора |
Из местных музеев больше всего впечатлил National Crafts Museum (музей национальных ремесел): керамика, шелка, лакированные изделия... В некоторых залах я сфотографировал абсолютно все экспонаты. Такого со мной, профдеформированным со всех сторон, не было никогда.
А еще «посчастливилось» побывать в совершенно уникальном музейном месте. Помните, в Голливуде было понятие «боевики категории Б» – те, что сразу выходили на видео. Давным-давно, в эпоху кассет формата VHS. Фильмы эти были настолько плохи, что мы начинали хохотать и получать удовольствие с первых кадров, так они были смешны и нелепы.
Так вот, хочу рассказать про японский музей формата VHS.
Гуляя по самурайскому кварталу, увидел эффектную растяжку Samurai Museum на входе в один из особняков – ну, думаю, это прям маст хев! В историческом квартале? Самурайский музей? Поди там меня ждут клинки и доспехи. Какие-то экранизации леденящих кровь историй о доблести и отваге, о верности и предательстве. Это же просто потенциальный хит!
И давай себе представлять: заходишь в полутемный зал, а там – проекция на всю стену, как вассал, чтобы восстановить свою честь, делает сеппуку. Отдергиваешь занавеску – а там брызги крови во все стороны как из ведра. Заходишь в следующий зал, а там клинком, заточенным как бритва, с хрустом разрубается стальной доспех.
И вот я весь в таком предвкушении захожу в этот музей.
![]() |
Канадзава вся такая – собранная из серого штакетника моего детства. Фото автора |
Выглядит особняк прилично, опять же локация – в историческом квартале. Захожу. На полу, прямо на входе, продранный такой, знаете, подуставший, весь в подозрительных пятнах палас. Этот палас с отчетливыми следами бытования должен был меня насторожить, но прямо на жирных разводах на полу стояла табличка: «Мы в процессе замены напольного покрытия, просим прощения».
Ну ок, думаю. Не будем придираться. Ремонтируются ребята, истоптали пол миллионы посетителей. В прихожей музея три телевизора вмонтированы в стену и что-то там бурчат по-японски. Сейчас, когда плазма метр на метр стоит каких-то вменяемых денег, использовать экраны, в конструкции которых присутствует электронно-лучевая трубка, довольно странно, думаю. Но ок, идем дальше. Во мне включился куратор – иду и жду косяки ронинов и прочую сеппуку.
В зале раскатан свиток (написано, что XV век, но, блин, ребята, я знаю, как должна выглядеть бумага, которая старше половины государств нашей планеты). Помимо стремного свитка есть только какая-то инсталляция с муляжом человека. Поднимаюсь на второй этаж – и там, там, в самурайском музее! – только какие-то невнятные бумаги разложены по витринам. И тут меня пронзает мысль, что я только что заплатил деньги за то, чтобы «провал окончательно не провалился».
Это даже не категория Б, для такого не предусмотрено вообще никаких категорий. Пару лет назад, когда я фырчал на музей Кусамы Яёи – помню, шутил в духе, что мы прошли экспозицию за 12 минут, уложились бы и в 10, но лифт пришлось долго ждать. Так вот этот самурайский музей я смог пройти минуты за две.
В итоге я стоял и смеялся в голос, потому что настолько откровенное разводилово, да еще в Японии – я к этому совершенно был не готов. Одно дело, когда в Париже к тебе подходит беззубая цыганка с требованием подписать петицию против наркотиков, там все понятно. Посылаешь и идешь дальше. А тут, в правильной и разрегламентированной Японии – такое музейное шулерство!
Много было в моей жизни музеев и, надеюсь, еще будет, но уверен, что этот останется в памяти навсегда как настоящий музей-под-мостом. Вот и удивляйся теперь, как такое надувательство вообще может существовать в природе…
Канадзава – Москва