В Огненной Лошади заключены сила, движение и страсть. Фото Reuters
Еще недавно для россиян символическим финалом новогодних торжеств был старый Новый год, или Новый год по юлианскому календарю, отмечающийся с 13 на 14 января. Праздник стал неофициальным в 1918 году после перехода на григорианский календарь. Несмотря на то что к старому Новому году официальные праздники всегда заканчивались, люди не упускали возможность еще раз прикоснуться к торжествам и встретиться с друзьями и близкими в этот день.
Два года назад в Россию громко и с размахом пришел еще один праздник – китайский Новый год, или Праздник весны – Чуньцзе. Тогда в честь празднования 75-летия установления дипломатических отношений между нашими странами и в рамках объявленных лидерами РФ и КНР Годов культуры России и Китая главные городские улицы украсили в китайском стиле. Усилиями мэрии Москвы и посольства КНР в РФ в разных локациях города были организованы ярмарки китайской еды, акробатические шоу, мастер-классы каллиграфии, световые представления. Красочный многодневный фестиваль полюбился москвичам – ведь это возможность еще раз окунуться в новогодние торжества, тем более со специфическим восточным колоритом.
Вместе с тем китайский Новый год – это не просто фейерверки и красные фонарики. Это древняя система сложных ритуалов, традиций и привычек, охватывающая почти месяц жизни китайского общества. Подготовка к празднованию начинается задолго до первого дня года по лунному календарю и завершается лишь на 15-й день первого месяца Праздником фонарей.
Примерно за две недели до наступления Нового года начинается так называемая весенняя миграция «чуньюнь» – когда жители городов возвращаются на свою малую родину, часто в сельскую местность, к родителям и близким. В этом смысле, как и в России, в Китае Новый год считается семейным праздником, очень важно на это время вернуться в родные края. После начала политики реформ и открытости в Китае в конце 1970-х власти КНР сняли ограничения на мобильность, и миллионы сельских жителей отправились в города на заработки. Однако к Новому году все возвращались домой. Тенденция сохраняется и по сей день. Ожидается, что в этом году только железнодорожный транспорт КНР перевезет 539 млн пассажиров – примерно 13,5 млн пассажиров в день. Авиатранспорт обслужит около 95 млн пассажиров. В пиковые дни кратно увеличено количество авиарейсов и отправлений поездов.
За неделю до Нового года стартует важный ритуал – почитание бога очага. По легенде, бог очага отправляется перед Новым годом на небо и докладывает о том, как вели себя члены семьи в уходящем году. Поэтому бога очага провожают подношениями – сладостями, мясом, вином. После этого старое изображение божества сжигают, а новое устанавливают в канун Нового года.
Китайцы верят, что Новый год – это период обновления. Все старое должно остаться в уходящем году. Поэтому перед праздниками непременно проводят генеральную уборку. Особое внимание уделяется обряду выметания пыли из углов. Это символизирует избавление от неудач и негативной энергии прошлого года. Моются дома, лестничные пролеты, приводятся в порядок дворы – все ради того, чтобы встретить Новый год в чистоте.
Люди делают покупки – запасаются провизией и другими необходимыми товарами. Во-первых, нужно подготовиться к праздничному столу. А во-вторых, почти все магазины в первые несколько дней нового года закрыты, поэтому запаса продуктов должно хватить на это время.
|
|
Детвора приветствует наступление 2026 года по лунно-солнечному календарю. Фото Xinhua |
На столе обязательно присутствует рыба, поскольку это слово на китайском омонимично слову «излишек». Рыба подается целиком, с головой и хвостом, что знаменует изобилие. Если провожают старый год пельменями, то Новый год традиционно принято встречать лапшой. Так называемая лапша долголетия готовится максимально длинной, ее не принято разрезать. Она символизирует долгую жизнь и удачу.
Ночь проводят без сна – нужно охранять Новый год. В последнее время непременный атрибут – праздничный гала-концерт, транслируемый по центральному телевидению Китая и в социальных сетях. Ежегодно по количеству просмотров эти программы бьют мировые рекорды. Так, в прошлом году гала-концерт, а также связанные с ним отдельные номера и выступления суммарно в соцсетях набрали более 20 млрд просмотров.
Первые дни нового года также начинаются со строго регламентированных обычаев. Утром завершают поклонение богам и предкам, люди надевают новую одежду. В первые дни нового года следует череда визитов к родственникам и друзьям. Например, второй день традиционно посвящен визитам замужних дочерей в родительский дом. Пятый день считается днем встречи бога богатства – в это время особенно популярны громкие фейерверки и салюты.
Завершает новогодние торжества в Китае Праздник фонарей – Юаньсяоцзе. В этот вечер принято любоваться полной луной на небосводе. Повсюду на улицах развешивают фонари разных цветов, иногда на них также помещают загадки с древними мудростями, написанные на старокитайском классическом литературном языке вэньянь на маленьких картонках. На улицах устраиваются танцы, в которых главным героем выступает собранный из фонарей дракон. Главное угощение в этот день – юаньсяо – колобки из клейкой рисовой муки со сладкой начинкой. Круглая форма также символизирует единение семьи.
В 2024 году традиции празднования китайского Нового года были включены в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В этом году китайский Новый год наступит в ночь с 16 на 17 февраля. Китай подходит к Новому году в непростой внешнеполитической обстановке. Торговые противоречия с США сохраняются. Хотя на китайский экспорт приходится более 30% глобальной торговли, страна все чаще сталкивается с протекционизмом со стороны своих главных торговых партнеров – ЕС и США.
Определенные сложности сохраняются и во внутриэкономической обстановке. Индекс цен производителей непрерывно снижается третий год подряд, кризис на рынке недвижимости усиливает дефляционное давление. Многие предприятия работают в убыток, из-за превышения предложения над спросом конкуренция усиливается. Власти КНР не первый год пытаются отойти от экспортно ориентированной модели экономики и сделать внутреннее потребление главным драйвером роста. Однако после пандемии COVID-19 население по-прежнему не чувствует уверенности в завтрашнем дне, растет норма сбережения.
В таких условиях Китай подходит к Году Огненной Лошади с крайне осторожным оптимизмом.
С одной стороны, они верят, что год будет стремительным, насыщенным и динамичным, принесет с собой энергию солнца и смелые перемены. С другой стороны, бурный характер огненной лошади может принести и непредвиденные риски. Поэтому жители КНР предпочитают воздерживаться от слишком радикальных решений и переждать то, что председатель КНР Си Цзиньпин назвал невиданными за 100 лет переменами во всем мире.

