0
6946
Газета Главная тема Интернет-версия

29.08.2013 00:01:30

Как дочку-то звали?

Тэги: чудакова, литература в школе


чудакова, литература в школе Надвигается 1 сентября... Страшно. Фото Владимира Захарина

Мариэтта Чудакова. Литература в школе: читаем или проходим? Книга для учителя. 
– М.: Время, 2013. – 288 с. (Диалог).

У нас тут, поговаривают, может 1 сентября неожиданно грянуть. Правда, грянет оно скорее всего 2-го. Ничего необычного для России, кстати. Так вот, не пугайтесь. 8-го же ничего не случится, вот и 1-го тоже ничего особенного, полагаю, не произойдет. Не стоит пугаться и названия книги Мариэтты Чудаковой. Она не для учителей. Нет, для них, конечно, тоже. Им она нужна и полезна, если они хотят того же, что и автор. А я не уверен, что современные российские учителя – цитирую Чудакову: «Мы давно говорим «учителя» (сохранив, правда, форму «учители» для особых случаев)…» – хотят того же, что и автор. Участковые избирательные комиссии где у нас обычно? В школах. Вот какие у нас выборы, такие и учителя. Или – в особых случаях – учители.
Так вот, на мой взгляд, из трех частей книжки лишь первая – «Как быть с классикой?» – более или менее написана для учителей. Остальные две – «Как быть с поэзией?» и «Как быть с русским языком?» – лирическая эссеистика и художественная филология (про поэзию) и публицистика (про язык). Плюс «Постскриптум» – он тоже, мне кажется, скорее публицистический. Хотя и учителям будет полезен. Как и первая часть, уверен, заинтересует не только «специалистов», но и любого, кто не потерял навыки чтения.
Мариэтта Чудакова – «филолог и историк литературы» (написано в аннотации), критик и публицист, общественный деятель и писатель, автор книг о Булгакове, Зощенко, Юрии Олеше. В книжке своей утверждает (с самого начала) три простые вещи:
«1. Язык есть то главное, что делает многочисленные этносы России единой нацией. Мы можем считаться единой нацией, пока изъясняемся на одном, понятном каждому из нас языке, – до тех пор, пока он остается живым, то есть продуктивным (…).
2. Тесно связанное с языком наше общее литературное наследие – еще одно общенациональное соединяющее нас достояние. Люди одной нации легко перекидываются извлечениями из этого наследия, не сомневаясь, что их поймут:
– Ты все пела? Это дело!
Так поди же попляши! (…)
3. Поэзия есть высшая форма цветения родной речи. Поэтому в отличие от музыки или живописи, которые для какой-то части людей могут оставаться недоступны в течение всей жизни, стихи на родном языке не могут быть недоступны носителю этого языка по причине антропологического порядка».
И старается их доказать.
На мой взгляд, лишь третье утверждение неочевидно (не всем очевидно), но то ведь лишь на мой взгляд. Тем более что как раз мне-то именно третья «теорема Чудаковой» кажется не только самой бесспорной, но и самой важной. Кстати, о теоремах, «о совсем новых свойствах первокурсников последних лет». Вот что пишет Чудакова (по рассказам знакомых профессоров-математиков): «…Рассказывают, что пять-шесть человек из группы вспоминают, кто такой Пифагор, три-четыре человека могут огласить его теорему. Но предложение доказать ее ставит в тупик всю группу.
– Они не просто не могут доказать, – пояснил мне профессор, – они, уже привыкшие выбирать ответ из четырех, и только, НЕ МОГУТ ПОНЯТЬ, ЧТО Я ОТ НИХ ХОЧУ».
И, видимо, уже никогда не поймут. А скоро нынешние первокурсники сами станут преподавать. Тут «все и кончится». Если ничего не предпринять.
Один из рецептов содержится уже в названии книги, и о нем, говорит автор, писал еще в 1915 году Эйхенбаум: «Совершенно необходимо, – писал Б.М. Эйхенбаум, – чтобы текст каждого изучаемого произведения прочитывался в классе, хотя бы частями, потому что никакая «характеристика» не может заменить текста». 
Ничего не изменилось, во всяком случае в лучшую сторону, Чудакова цитирует Льва Айзермана: «Одна учительница рассказывала мне, что ей сделали замечание, зачем она тратит время на чтение «Двенадцати» Блока. Другой – за то, что читала на уроке «Реквием» Ахматовой».
Скоро читать книги своим детям и внукам только одни изваяния и будут.	Фото Владимира Захарина
Скоро читать книги своим детям и внукам
только одни изваяния и будут.
Фото Владимира Захарина
Я, наверное, даже знаю, кто сделал замечание. Ага, участковые избирательные комиссии где у нас, не помните? Вот-вот, в школах. Я не любил своих учительниц литературы. Но от одной все же слышал даже Клюева (сначала она, конечно, его поругала, все-таки Леонид Ильич тогда нами руководил). А когда читал наизусть Есенина, то после слов – «Да!.. Время!.. Ты не коммунист? – «Нет!..»…» – остановила меня. Кто читал и знает, кто такие Леонид Ильич и Есенин, поймет, почему она меня остановила.
* * *
Несколько цитат. Их и комментировать-то не надо.
«…19 девиц педагогического колледжа (очень хорошего, как мне пояснили устроители встречи, с репутацией) сидели передо мной в одной из библиотек в центре столицы. На мой коронный вопрос: «Как звали Капитанскую дочку?» – не поднялось ни одной руки».
«…На письменном конкурсе у студентов Заочного финансового университета (…) ни один из 19 студентов не знал значения слов «невежа» и «невежда».
«Невежа» – это у них в Заочном значит «неряха», а «невежда» – «неопрятный».
Подумалось грешным делом: ну, они же финансисты – у них, наверное, с английскими заимствованиями полный порядок.
…Насчет истеблишмента студенты оказались практически единодушны – американский полицейский, просто полицейский и полицейский в Лондоне».
«Председателю комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия, выпускнику Серпуховского ракетного училища П. Пожигайло министром культуры предложено (…) «возглавить группу по созданию учебника по русской литературе».
Рассказывает П. Пожигайло о своих литературоведческих планах таким языком (по радио. – Е.Л.):
«Я был очень удивлен, когда, высказав частное мнение, на меня обрушился какой-то вал оскорблений от людей культуры. …Мы чему-то должны воспитать детей? …А чему мы их должны воспитать? Мы каких детей хотим иметь? …Это вырванный контекст одного из разговоров».
И так далее».
С меня слетела шляпа.
* * *
Я прочел все три части. Внимательнее всего, конечно, вторую, там к некоторым фрагментам порой приходилось возвращаться и возвращаться. Вот, скажем, о поэтическом метре (или размере). Чудакова цитирует Гаспарова: «Есть детский вопрос, который стесняются задавать литературоведы: почему поэт, начиная стихотворение, берет для него именно такой-то размер, а не иной?..»
Далее идут более чем интересные рассуждения и примеры (читайте сами), но меня не устраивает сам вопрос. Может, в каких-то случаях поэт и «выбирает» размер, не знаю, все может быть. Но мне что-то подобное трудно даже и представить. Вот он сел у окна и думает: тэ-э-кс, какой сегодня размерчик возьмем? Так что ли?  Сомневаюсь. Слышишь – в разговоре, по телевизору и пр. – фразу, которая чем-то привлекает внимание. Ага, говоришь себе, стоп, может выйти стишок. И, не меняя размера, начинаешь крутить-вертеть слова. Размер не выбран автором, а подсказан. Тем, что увидел, услышал, прочитал. Или идешь куда-нибудь, что-нибудь видишь. Ну, скажем, три 12-х троллейбуса. Так прямо и сочиняешь: три 12-х троллейбуса. Потом, в угоду рифме, смыслу, настроению, могут выйти три троллейбуса 12-х. Или три троллейбуса печальных (зеленых, корявых, кудрявых etc.). Но все равно: «поэт, начиная стихотворение», по-моему, не «берет для него именно такой-то размер или иной». Ну, не выбирает поэт себе для стихов размеры. Или, точнее, – не всегда и не всякий.
Что до Капитанской дочки…
Кое-кто, хотя сам «малец восьми лет», все же знает как ее зовут: «…на мой вопрос тут же и назвал имя-отчество-фамилию Капитанской дочки.
А когда я растроганно спросила: «Так ты уже читал?..» – получила смущенный ответ: «Нет – мне старшая сестра пересказывала».
С тех пор повторяю, не в силах сдержать пафоса: пока в России старшие сестры пересказывают «Капитанскую дочку»…
Пока Интернета нет.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1385
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
690
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3663
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2853

Другие новости