0
847
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

31.05.2007 00:00:00

После ледникового периода

Максим Лаврентьев

Об авторе: Максим Лаврентьев (р. 1975) - поэт, член СП России. Публикуется в журнале "Дружба народов" и еженедельнике "Литературная Россия".

Тэги: костров, поэзия


Примыкающий к первому ряду поэтов, выдвинувшихся на рубеже 60-х, Владимир Костров последовательно прошел все этапы типичной карьеры советского стихотворца – от дебюта в коллективном сборнике до солидной в те годы должности заместителя главного редактора «Нового мира». По дороге он собирал всевозможные награды и звания. Своеобразие его творческого пути заключается в том, что, находясь, с одной стороны, в рядах благополучного и благонадежного литературного истеблишмента, Костров, с другой стороны, оставался в узкой прослойке тех профессиональных литераторов, чьими усилиями поддерживалась и до некоторой степени обновлялась русская словесность, охранялась традиция. Отсюда, конечно, вытекают и недостатки любого традиционализма: ограниченность художественных приемов, ортодоксальный пафос и подчас духовная толстокожесть, подменяемая понятием «духовность», пустотным в своей сути.

Трудно, однако, отрицать огромный вклад поэтов этого времени в песенную культуру, ибо для современников Кострова песенный жанр представлялся своеобразной отдушиной, тем более необходимой, что помимо широкой известности достигался своего рода баланс между музыкальностью стиха и незначительной глубиной содержания.

Поневоле приходится быть строгим, когда вспоминаешь, какие потери были понесены русской культурой в давильне политических репрессий сталинской эпохи. Затем, после уничтожения более или менее естественного хода развития литературы, после того как волевыми костоломными усилиями читающей публике были навязаны и культивировались в ней определенные вкусы, выпестовалось поколение авторов, чьи взгляды на искусство формировались не на основе изучения духовного опыта и творческого метода их непосредственных предшественников, а на выхолощенном от малейших намеков на самостоятельное мышление экстракте из классиков XIX века, дополняемом идеологизированным и насквозь фальшивым современным ремесленничеством.

Развитие отечественной литературы в эти годы шло скорее вопреки и втайне. Постепенно в среде лиц, имевших некоторое (обыкновенно весьма темное, искаженное) представление о подлинной истории отечественной культуры, возникли группировки, позже получившие обобщенное именование андеграунда.

Именно из этой среды вышли многочисленные литературные, художественные, музыкальные и кинематографические гуру 80-х. Наступил ледниковый период для динозавров официального искусства.

Рубеж 90-х, ознаменованный крахом СССР, подвел черту не только под бытованием творческих союзов, но и поставил жирный крест на отдельных личностях. Некоторые писатели старой закваски нашли приют под патриотическими лозунгами и продолжают призрачное существование в фантомных объединениях. Перешагнуть этот рубеж без существенных потерь удалось немногим, в том числе и Кострову. В чем же причина?

По-моему, дело здесь не только в том, что он удержался на борту Ноева ковчега – Литинститута, но и в его неоспоримых заслугах перед русской песней, до сих пор приносящих сладкие плоды популярности. В этой связи вспоминаю один эпизод из 2004 года. Той зимой в Гатчине проводился очередной кинофестиваль, на который Костров был приглашен в качестве почетного гостя. В программе одного из гала-концертов значилось его получасовое выступление. Честно говоря, я сомневался в том, что чтение Владимиром Андреевичем собственных стихов будет иметь успех у публики. Неожиданно на сцену вышел совершенно другой Костров – подтянутый и как бы заостренный. Нужно ли говорить, что выступление его имело большой успех?

Подведем черту. Как же сложится в дальнейшем творческая судьба Кострова, его произведений? Не в последнюю очередь, как мне кажется, это зависит от того, в каком направлении будет развиваться русская поэзия XXI века. Если в ней окончательно возобладают тенденции, намеченные деятелями отечественного андеграунда, то наследие Кострова окажется невостребованным будущими поколениями читателей. Если же, однако, русская нация путем колоссального напряжения сил сумеет сохранить и культивировать свою самобытность, подтвердит свое историческое право на голос в синклите великих народов, то не пропадет и немногое лучшее в ее лирической поэзии последней трети XX века, связанное с именами Николая Рубцова, Юрия Кузнецова, Владимира Кострова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
428
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
455
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
388
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
476

Другие новости