0
8203
Газета Телевидение Интернет-версия

02.02.2014 22:44:00

Сериал «Ладога» интересен скорее сетью конфликтов, чем их воплощением

Тэги: телевидение, сериал, блокада, ленинград, ладога


телевидение, сериал, блокада, ленинград, ладога

70 лет снятию блокады Ленинграда. Событие, которое должно было отметиться несколькими игровыми и документальными фильмами – на некоторых из их числа ощущается налет усталости и чуть ли не дежурности. Но закончилось целой неделей памяти, когда о блокаде говорили очень много - с разной интонацией, в разном контексте и по разным линиям (от телевидения до социальных сетей). Снежный ком, образовавший вокруг опроса телеканала «Дождь» (о нем вряд ли кто-то еще не слышал), подмял под себя многие другие телевизионные проекты, связанные с Ленинградом. Например, мини-сериал «Ладога» Александра Велединского, показанный по Первому каналу.

Сам Велединский в среду (сразу после показа всех четырех серий «Ладоги») получил «Золотого орла» за режиссуру в фильме «Географ глобус пропил». Сложись все немного иначе, был бы совсем иной бэкграунд: и повышенный интерес к теме, и режиссер со свежей наградой (призы «Кинотавра» и прочие, увы, стали статистическим украшением еще до выхода картины в широкий прокат - коротка наградная память). «Ладога», конечно, не «Географ»: самого Велединского в ней мало, его стиль появляется лишь к некоторых сценах (вроде пугающей первой и псевдоидиллической последней), но сериал любопытный, местами неоднозначный - правда, интересный скорее сетью конфликтов, чем их воплощением. Тут он удачно вписывается в несколько скомканную и не до конца оформившуюся традицию современного кино о Великой Отечественной войне, которому катастрофически не хватает индивидуального режиссерского почерка (тех самобытных сцен).

«Ладога» начинается, как страшный сон, и интонация сериала неплохо удерживает нужный уровень трагизма, а также не впадает в чрезмерный пафос. Ленинград тут показывают редко, а те немногие сцены, что демонстрируют жизнь Ольги (Ксения Раппопорт) до блокады, окутаны дымкой потерянного Рая. Это состояние счастья никак не связано с действующей властью или временем - просто счастье матери, у которой есть ребенок и будущее. Но начинается блокада, с неба падает замерзший воробей, а потом мальчик пропадает в полынье, провалившись туда вместе с полуторкой. «Я в Бога не верю, но иногда мне кажется, что это Ад», - чуть позже скажет Ольге бывший делопроизводитель. Присутствие или отсутствие Небожителя играет в «Ладоге» едва ли не более значимую роль, чем противостояние коммунистической и фашистской идеологий. Некоторые немцы верят, что спасают Ленинград от «большевиков», и в ужасе перешептываются, что эти советские дикари не отмечают Рождество - празднуют свой полуязыческий Новый год. А люди, работающие на «дороге жизни», поставляя продукты в город и забирая оттуда горожан, хоть и не верят, но поминают имя Господа всуе. У Велединского смешивается все - и истории человеческого героизма, и «маленькие» трагедии, и детективный сюжет, и зверства советских властей, и народное недовольство, и фашистский план по истреблению ленинградских детей отравленными мандаринами, и голод 1932-го года. Водители постоянно кричат, что нужно спешить, из уст начальства звучит формула «минута простоя - жизнь ленинградца», но зачастую это просто слова, и в суматохе каждый находит время попить чаю, покемарить, украсть немного продовольствия, вспомнить прошлую жизнь - с семьей, в родном городе или деревне. Механизм памяти срабатывает безотказно, когда вокруг тьма, холод и практически филиал Ада на Земле. Тогда, кажется, кроме воспоминаний ничто и не согревает.

Велединский не замахивается на рассказ о большой трагедии, затрагивая ее лишь по касательной. Он подогревает интерес к военным историям загадкой о предателе, который должен сорвать спасательную операцию и погубить многие жизни. В повествование инкрустируются полумифические сюжеты про замерзшего воробья, про тролля-шпиона, про мать, которая осталась недалеко от места, где погиб ее сын, как неупокоившаяся душа. Сериал при этом абсолютно не возвышенный, а грубоватый, приземистый, как показанные в нем люди (как говорится, закаленные войной). На все претензии по части достоверности в фильме отвечает сцена, в которой водителям показывают «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна (как известно, про другое историческое событие, случившееся на Ладожском озере). «А чего у них пар изо рта не идет?» - спрашивает молодой шофер. И получает многозначительный ответ: «Кино».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
388
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
420
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
266
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
173

Другие новости