0
4357
Газета Я так вижу Печатная версия

02.09.2020 18:52:00

Как преодолеть школьное неравенство

Есть ли другие способы, кроме ЕГЭ и пандемии

Анатолий Цирульников 

Об авторе: Анатолий Маркович Цирульников – академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС.

Тэги: школа, образование, школьное неравенство

On-Line версия. Информация обновлена 16:35 03.09.2020

школа, образование, школьное неравенство Отношение к ребенку в российской школе нередко определяется тем, кто его папа и мама.  Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru

Три карты разыгрываются сегодня на столе отечественного образования: ЕГЭ в условиях пандемии, обучение в удаленном режиме и еще одна – неравенство в получении школьного образования.

Каковы могут быть социальные последствия для российской системы образования? Есть ли способы преодоления школьного неравенства?

Вопрос трудный, и у него много пластов – от экономического и социального до педагогического. Есть то, с чем образование может справиться, и то, что требует перестройки государства и общества.

Отношение к ребенку в российской школе нередко определяется тем, кто его папа и мама. Ценности сменились и в семье, и на улице. Школа – звено этой цепочки. Влияние социального статуса семьи на отношение к ребенку в школе наблюдается и в любимом нами Китае. Обе страны перешли из относительно бедного, но равного состояния в ситуацию сумасшедших контрастов – богатых и бедных, города и деревни. А вот в соседней Финляндии такого нет, здесь абсолютно немодно выказывать свое богатство. И благодаря развитой социальной защите состояние общества другое.

Отдельные элитные школы как исключение существовали и в советское время. Это был локальный социокультурный разлом. А сейчас вся страна, вся система образования оказалась в ситуации социокультурного разлома. Появились два типа школ: элитные и дворовые. И родители, у которых есть возможности, стараются отправлять детей подальше от дворовых и вообще от государственных. Рост домашнего обучения возник задолго до пандемии – это сигнал, что в системе образования, мягко говоря, не все в порядке.

Кроме того, не факт, что элитные или платные школы обязательно хорошие (в Китае последние считаются хуже, чем бесплатные государственные).

Конструкция нынешнего образования (эклектика советского и псевдозападного), ее основания таковы, что школьное неравенство – прямое следствие этой системы. Нынешняя школа – «шоу-конкурсно-балльная». Шоу – пыль в глаза, бесконечные конкурсы и баллы – всевластие оценки и мониторинга. Идет бешеное соревнование. Причем чем более элитной считается школа, тем хуже. В этих школах наивысший процент суицидов, потому что ребенок все время находится под страхом вылететь, оказаться за бортом. Тройка или четверка может стать катастрофой.

Школьное неравенство – это прежде всего неравенство условий. Не только для поступления в вуз (это в немалой мере преодолевает ЕГЭ). Равенство, стандарт, говорил замечательный директор школы самоопределения Александр Тубельский, – в одинаковости условий.

«Мы сегодня – даже самые прогрессивные, продвинутые – смотрим на школу со старых позиций. А она уже совершенно другая», – заметила Елена Хилтунен, возродившая в России Монтессори-педагогику, главный принцип которой – самостоятельность ребенка. Например, интернет.

Многие западные дети, да и учителя, учатся в интернете по одним учебникам. В Финляндии ребенок открывает учебник на какой-то странице, которая помечена согласно плану, составленному ребенком вместе с учителем, и начинает читать от странице к странице. В своем темпе, с учетом возможностей и интересов. Независимо от того, из какой семьи, этноса, больной ли ребенок, здоровый, он двигается, у него есть маршрут и необходимые астролябии.

Нажимает на QR-код, а там огромное количество вопросов, задачек, картинок, справочников, и ребенок не просто учится академически, а занимается деятельностью. Так устроены все финские учебники. В школе немного предметов, и все они интегративные, как это сделали еще до финнов в недавно закрытой школе знаменитого нашего педагога, академика Михаила Щетинина. Он стремился к равенству условий образования, а чиновники, уничтожая школу, очевидно, к неравенству.

Но интернет не панацея, это деталь совершенно другой конструкции, которая обеспечивает равенство условий и возможностей детей образовываться.

Я много лет работаю в разных регионах страны, нередко в труднодоступных – Горном Алтае и на Байкале, на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке… В Якутии мы реализовали много так называемых социокультурных проектов, которые не только подняли качество образования (якутские школьники еще в 2004 году обошли, например, в олимпиаде по математике учащихся Бельгии, Германии и даже Китая). Важнее другое. Образование стало инструментом решения жизненных проблем местных сообществ, средством развития территории. Стала вырастать нормальная социальная инфраструктура деревни. Это о равенстве условий, в которых происходит развитие.

Учителя – не лучшая и не худшая социально-профессиональная группа общества. К учителю в России не относятся с таким пиететом и почитанием, как в Китае. Говорят, когда-то в русской деревне крестьяне перед учителем снимали шапку. Но на этом дело и кончилось.

Сегодняшний учитель необязательно является моральным авторитетом. Не все вслед за Сухомлинским отдают свое сердце детям. Тем более не все готовы пойти с ними в газовую камеру, как Януш Корчак. За исключением немногих, учителя – точнее, в преобладающем числе учительницы – обычные люди. Среди них есть порядочные, есть не очень. Есть смелые, а есть боязливые. На них часто давят, заставляя участвовать в избирательных комиссиях. Они соглашаются и делают, что скажут, а потом учат детей не обманывать, учат патриотизму по методичкам. А кого-то из учителей даже и не зовут в эти комиссии, потому что знают, что они на такое не способны. Лучший учитель, по-моему, честный.

Конечно, учитель, если он действительно педагог, может в своей школе найти такие формы работы с детьми и родителями, чтобы переключить их внимание на совершенно другие ценности. Походы, хоры, театр, самоуправление, по-другому организованная школьная жизнь, в которой дети начинают ценить друг друга за что-то иное, не обращая внимания на «рваные кеды». Помогая заработать на новые.

Мы много говорим про национальное достояние, но мало что делаем для его сохранения и развития. Все, оставшееся еще живым в нынешней школе, обязано уникальному опыту педагогов-новаторов периода перестройки. Они создали и сформулировали новую практику, названную педагогикой сотрудничества. Это не декларация, а конкретный метод, методика, позволяющая учиться без насилия и принуждения, учиться с увлечением, помогая каждому ребенку и учителю достичь успеха.

А в итоге – решить проблему школьного неравенства. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Елена Герасимова

Как менялся спрос на направления подготовки в вузах в разные годы

0
1561
"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1767
На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

Василий Столбунов

0
2905
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5861

Другие новости