0
3731
Газета Я так вижу Интернет-версия

25.01.2021 17:43:00

Враги трагического

Злые заметки


25012021_a.jpg
Рисунок Олега Эстиса
Трагическое искусство сегодня испытывает нападки с двух сторон. Безобиднее из них та, что исходит от представителей чудовищной, почти доходящей до фашизма веры в «позитивное мышление», которые при одном взгляде на подобные произведения громко и бесцеремонно жалуются, что «эта унылая чернуха» их «ужасно подавляет». Эти существа точно живут в другом мире, где никогда не существовало не только геноцидов, газовых камер и многовековой несправедливости – такое видение, в конце концов, можно было бы списать на историческую и политическую безграмотность – но даже и неизбежной для любого человека потери индивидуальности мышления, каким бы позитивным оно ни было. Познание этой трагедии бытия, будь то на художественном, философском или в редких случаях религиозном пути – единственный способ открыть глаза на настоящую жизнь. Мысль эта далеко не нова, но сегодня благополучно вытеснена из поля общественных обсуждений. Именно пред лицом этой экзистенциальной трагедии творится всё искусство, заслуживающее своего имени, не в последнюю очередь то, что выглядит лёгким, ироничным или сатирическим.

Менее безобидный фронт образуют банализаторы культуры, заклятые противники всего, что они сочтут пафосным, а таковым они по определению считают буквально любое глубокое высказывание. Они вообще обо всём любят судить по словам, а не по смыслу. Если слово непомерно велико для их восприятия, то и стоящая за ним великая мысль представляется им не заслуживающей внимания. Эти почитатели гладких плоскостей (не зря причисленных социологами к главным признакам времени), скрывшись под масками защитников прогрессивных идеалов, неустанно хлопочут о том, чтобы искусство не прирастало никакими смыслами, кроме самых поверхностных – очевидных с политической, социальной или индивидуальной точки зрения. При этом они всегда готовы придать исключительную ценность самым дрянным поделкам за то, что те столь откровенно смелы в своей банальности. Отчего это так? Просто они, подобно упомянутым любителям позитивного мышления, боятся трагического, и не без причины: ведь если дать ему волю, оно способно разрушить карточный домик их тривиальных представлений об устройстве мира и искусства своим апагогическом вихрем.

Цюрих

Перевод с немецкого Елены Вишняковой


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Основной конкурс Берлинале-2021 стал соревнованием по визуальной изобретательности

Основной конкурс Берлинале-2021 стал соревнованием по визуальной изобретательности

Наталия Григорьева

Форма фильмов в большинстве случаев победила содержание

0
681
Третий путь или звездный час Саркисяна

Третий путь или звездный час Саркисяна

Роман Каширин

Кризис власти привел к появлению новой  модели политической модернизации Армении

0
1746
Дурное наследие: что не так с продажей аэропорта Братска

Дурное наследие: что не так с продажей аэропорта Братска

Андрей Гусейнов

0
581
«Золотого медведя» Берлинале-2021 получил румынский фильм

«Золотого медведя» Берлинале-2021 получил румынский фильм

Наталия Григорьева

Берлинский фестиваль объявил победителей основного конкурса и параллельной программы Encounters

0
2037

Другие новости

Загрузка...