0
8910
Газета Я так вижу Интернет-версия

26.09.2023 14:21:00

Почему цементники больше не могут полагаться на интуицию, везение и угадайку

Россия строится летом

Евгений Высоцкий

Об авторе: Евгений Владимирович Высоцкий – исполнительный директор консалтинговой компании СМПРО.


Фото freepik.com

Российская стройка имеет сезонный характер. В холодные месяцы большинство стройплощадок замирает. Вынужденную зимнюю спячку строители пытаются компенсировать за счет весенне-летнего рывка. Это подтверждают многолетние исследования СМПРО: например, отношение потребления цемента в июне к январю 2023 года составляет 2,9 раза, а в 2022 году составляло 2,4. Некоторые предприятия (к примеру, в Поволжье или Сибири) летом увеличивают отгрузки в 7-10 раз.

Но сезонность – не единственная проблема цементников. В России исторически сложился территориальный дисбаланс, когда потребитель и производитель находятся в сотнях километров друг от друга. Из-за этого в некоторых регионах возникает профицит цемента, а в других (как, например, минувшим летом в Татарстане) ощущается его острая нехватка. При этом цементные заводы работают на пределе сил и даже больше.

Так, среди крупнейших направлений межрегиональных перевозок только ж/д транспортом можно выделить: Мордовия – Подмосковье, Свердловская область – ХМАО, Кубань – Ставрополье и т.д. Поезда с цементом проходят тысячи километров, прежде чем попасть к потребителю. Перевозка на таких расстояниях всегда чревата задержками. Доставка материалов до стройплощадки – едва ли не самое слабое звено российской стройки.

Цементный завод – это сложное производство

Чтобы покрыть резкий спрос на цемент в теплые месяцы, цементники вынуждены содержать избыточные мощности, которые работают только в июне-августе. Остальные 9 месяцев они простаивают. Например, в 2022 году из-за сезонности производители были вынуждены содержать недозагруженными 21 млн т избыточных мощностей. На их ремонты и обслуживание тратятся колоссальные средства.

Гибкость производителей цемента в загрузке мощностей ограничена технологическими особенностями производства. Цемент производится по сложной технологии, а его производство – очень капиталоемкое и крупнотоннажное. Цементный завод не может быстро увеличить или уменьшить объем выпускаемой продукции. Чтобы запустить законсервированную печь, требуется порядка 6-18 месяцев, а чтобы построить новое предприятие – 3-7 лет. К тому же, цементная отрасль очень импортозависима. Из-за санкций поставки зарубежного оборудования стали дороже и длительнее.

Также цемент имеет ограниченный срок годности. Его невозможно производить впрок – через несколько месяцев хранения он превращается в камень. Поэтому производители должны четко представлять объемы потребления цемента, чтобы планировать работу предприятий, складов и логистики.

Наращивание объема производимой продукции возможно только после дорогостоящих ремонтов и модернизации заводов, которые необходимо заранее планировать под конкретные заказы со стороны стройкомплекса. Также необходимо учитывать сезонность потребления цемента: неравномерный в течение года спрос может привести к тому, что новые или восстановленные технологические линии большую часть года станут невостребованными и будут генерировать лишь убытки.

Цементные нострадамусы

Ежегодно цементники занимаются ясновидением и гадают на кофейной гуще, пытаясь предсказать потребление цемента в новом строительном сезоне. Но подобные пророчества – это всегда игра в угадайку: очень часто производственные планы опровергаются внезапным падением или подъемом спроса.

Без четкого прогноза в потреблении цемента производители вынуждены действовать наощупь, полагаясь на интуицию и везение. Никто не знает: будет ли в следующем году спрос на цемент? Если и будет, то в каком объеме? Стоит ли ремонтировать все цементные печи или достаточно запустить только одну? Сколько запчастей искать за рубежом, чтобы провести ремонты? В условиях неопределенности с потреблением цемента, отсутствием прогнозов потребления, в ситуации макроэкономической нестабильности и колебаний ключевой ставки производители оценивают свои риски как сверхвысокие.

Возможное решение проблемы – в формировании системы государственного прогноза плановой потребности в цементе на уровне всей страны. Госпрогноз строительства в горизонте 3, 5, 7 лет принесет ряд положительных эффектов. Во-первых, производители стройматериалов (не только цемента) будут знать, как им планировать свою работу и подстраиваться под спрос. Во-вторых, сгладятся территориальные дисбалансы и снизятся транспортные расходы. В-третьих, повысится долгосрочная стабильность инвестиций в модернизацию цементной отрасли. В-четвертых, потребители будут гарантированно обеспечены любыми объемами цемента.

Еще одна действенная мера, способная уже сейчас решить проблему доставки цемента – перевод цемента в перечень приоритетных железнодорожных грузов. Это позволит повысить скорость доставки и избежать ажиотажного спроса на цемент в разгар строительного сезона. Эти и другие меры цементники обсуждают в открытом и конструктивном диалоге с РЖД, органами власти, отраслевыми экспертами. Параллельно производители цемента развивают собственную автомобильную доставку цемента (на расстояния до 300-400 км), улучшают систему мониторинга автотранспорта и переводят торговый и логистический документооборот в «цифру». Но все-таки главные проблемы, тормозящие модернизацию цементной промышленности и замедляющие темпы строительства, по-прежнему связаны с сезонностью потребления и узкими местами логистики. Отрадно, что в последнее время мы видим попытки их решения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1459
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1041
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1254
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
804

Другие новости