0
9631
Газета Я так вижу Интернет-версия

10.11.2023 11:46:00

Логика Минфина

«Да что тут думать? Взять все, да и поделить…»

Леонид Крутаков

Об авторе: Леонид Викторович Крутаков - доцент Финансового университета при правительстве России, эксперт “ИнфоТЭК”


На фото Леонид Крутаков. Фото из личного архива

Минфин России отличается умом и сообразительностью. В конце сентября в Госдуму был внесен законопроект о бюджете, который не столько про бюджет, сколько про увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Проект не просто меняет параметры расчета налогов, он меняет его базовые принципы.

Сделано все предельно грамотно. Комар носу не подточит. Законопроект содержит только итоговые показатели бюджета (цифры на выходе) и никак не отражает изменение подходов и принципов налогообложения. Изменения, расчеты, прогнозы, выкладки, подходы и отходы, – все это Минфин вынес в отдельную пояснительную записку объемом около 1000 листов.

Обращает на себя внимание тот факт, что законопроект о бюджете России был внесен в Госдуму не как отдельный (основополагающий) документ, а в составе еще 12 законопроектов правительства. Общий объем пояснений превышает 4000 страниц печатного текста.

Не умаляем достоинства отечественных парламентариев, но изучить 4000 страниц специализированного текста (примечания написаны членистоногим языком чиновника) перед голосованием – дело безумно сложное даже для специалистов. Госдума, однако, в первом чтении проголосовала за законопроект.

Понятно, что принципиальные особенности и обоснования нововведений можно сформулировать короче и понятней, но такая задача перед Минфином не стоит. Задача стоит прямо противоположная – запутать дело так, чтобы никто ничего не понял. Все логично. Зачем депутатам разбираться в особенностях расчетов бюджета. Минфин все посчитал, правительство согласилось, пусть голосуют.

Между тем, разбираться есть в чем. Для нефтяной отрасли установлен отдельный налоговый режим. Здесь важно понимать, что нефтяная отрасль приносит в бюджет страны не официальные (зафиксированы в бюджете) 25%, а как минимум 50% налоговых поступлений с учетом подрядчиков, субподрядчиков, организаций нефтесервиса, транспортных и электроэнергетических компаний. Нефтянка России субсидирует не только Минфин, но и другие отрасли экономики страны.

В чем подвох Минфина? В базовых показателях бюджета цена отсечения на нефть зафиксирована на уровне 60 долларов за баррель, а в налоговых поправках, внесенных в Госдуму, цена отсечение «легким движением руки» превращается в 70 долларов. Арифметика простая: цена Brent равна 85 долларов, отнимаем предлагаемый Минфином дифференциал в 15 долларов, остается 70 долларов.

Возникает вопрос, если наполняемость бюджета обеспечивает цена нефти в 60 долларов за баррель, зачем этот фокус с 70-тью долларами? Возможный ответ один. Чтобы увеличить отчисления Минфина в Фонд национального благосостояния. Иными словами, чтобы «отжать» средства из инвестиционных программ нефтяной отрасли и заморозить их в «токсичной валюте» (выражение Антона Силуанова) на счетах Минфина.

Получается, что только нефтяная отрасль России платит за изгибы логики Минфина. Нефтянка – единственная сегодня отрасль России, где и без того (помимо фокусов Минфина) действует система изъятия дополнительных доходов. Улучшение макроэкономических условий (непредпринимательский рост доходов) автоматически и пропорционально увеличивает налоговую нагрузку на нефтяников через НДПИ и НДД.

Ни в одной другой (включая сырьевые, с высоким уровнем природной ренты) отрасли России такой механизм больше не действует. К примеру, налоговая нагрузка в области добычи минеральных удобрений составляет 26%, а в угольной – 29%. В нефтяной – около 78%. А с учетом роста затрат на транспорт, электроэнергию и выплату процентов по кредитам – почти 90%!

Есть ли у бюджета России (в том числе и ФНБ) другие источники, вопрос риторический. Вчера Центральный банк озвучил прогноз чистой прибыли банков России на 2023 год – 3 трлн руб. (исторический рекорд). Налоговая нагрузка в банковской отрасли составляет всего 29%, но Минфину нужны только нефтяные деньги. Ну, и банки России, конечно же, согласны с Минфином. В какой форме выражается это согласие, вопрос провокационный.

Буквально на днях руководство ВТБ заявило, что в очередной раз (на этот раз за 2023 год) не планирует выплачивать акционерам дивиденды, несмотря на рекордную прибыль. Мотивировка – некое «ужесточение регулирования» (то есть действия Минфина). Однако к «ужесточению» можно отнести только налог на сверхдоходы (вводится с 1 января 2024 года).

Под новый налог попадают 50 крупнейших компаний. Всего изъято будет 300 млрд руб., из которых на банки приходится «целых» 9%. В целом, «ужесточение» Минфина обойдется банкам в 27 млрд руб., или 0,9% от ожидаемой общей прибыли сектора.

На этом фоне недавняя история с демпфером, который привел к кризису на топливном рынке России, выглядит лебединой песней. Демпфер является, по сути, обратным акцизом, который компенсирует введенный Минфином удушающий отечественную нефтепереработку налог. Выплачивается обратный акциз из того самого прогрессивного НДПИ. Платят НДПИ добывающие компании, а демпфер получают в том числе так называемые «независимые» НПЗ, которые своей добычи не имеют.

Получают демпфер в виде спонсорской помощи от всей нефтяной отрасли страны и при поддержке Минфина Антипинский НПЗ, Афипский НПЗ (собственник Михаил Гуцериев) и Новошахтинский НПЗ (собственником числилась жена Виктора Медведчука, украинская телеведущая Оксана Марченко). Такие вот изгибы у логики Минфина России.

Самое прискорбное во всей этой истории даже не сама по себе логика Минфина «шиворот-навыворот», а то, что эту логику берет за основу своих решений все правительство России. Мнения представителей нефтяной отрасли, и экспертов никто в расчет не принимает. Их не слышат, консультации с ними и профильными экспертами никто не проводит. Нарушается базовый управленческий принцип.

Дело не в том, что нефтяники лучше, умнее, или патриотичней Минфина, Госдумы и правительства. Дело в том, что при принятии серьезных решений надо всегда сталкивать заинтересованные стороны друг с другом. Пусть носы в кровь друг другу разобьют, доказывая свою точку зрения. Зато в итоге станет понятна мотивация каждого, интересы сторон, а значит, станут понятны последствия принимаемого решения.

Прогнозы цен на нефть, которые Минфин берет за основу своих решений, ничем не обоснованы, не учитывают динамики процессов в мировой энергетике. Идет глобальное переформатирование энергетического рынка планеты. США выстраивают свою стратегию через укрупнение бизнеса. Чего только стоят сделки Chevron на 53 млрд долларов и ExxonMobil на 59,5 млрд долларов (Exxon увеличивает сделкой свою добычу вдвое).

Иран, Гайана, Бразилия, Мексика, Венесуэла активно наращивают поставки на мировой рынок. Мексика и Венесуэла свою нефть поставляют в США на переработку, увеличивая тем самым энергетический потенциал Америки. Ожидается рост на 100 тыс. барр./день поставок нефти с побережья Мексиканского залива США. Общий объем американского экспорта составит 4,1 млн барр./день

Число игроков рынка растет, стабилизирующая роль ОПЕК+ размывается. Американцы вытесняют нас также с рынка СПГ. Россия в настоящее время теряет свою долю в мировых поставках. Мы – крупнейшие поставщики сырья в Индию и Китай, но в текущих условиях все страны начали поставлять туда нефть.

Минфину не до мировых рынков нефти, ему и на анализ внутреннего рынка ни времени, ни компетенций не хватает. При базовом расчете доходов бюджета Минфина до сих пор ежемесячно на всеобщее обозрение размещает информацию о «нефтегазовых» доходах. Если бы ведомство г-на Силуанова на бюджетные поступления «взглянуло зорким глазом», то он увидело бы, что нет такой отрасли «нефтегаз».

Есть нефтяная отрасль, дающая около 70-80% доходов в бюджет от абстрактного «нефтегаза» Минфина. И есть газовая, на которую приходятся остальные 20-30%. Плюс, как уже было сказано выше, у нефтяной и газовой отраслей различные режимы налогообложения. В чем смысл суммирования показатели двух разных отраслей? Скрыть провалы и некомпетентность газовых лидеров России?

Отечественный газовый монополист потерял свои основные (европейские) рынки сбыта, не сумев вовремя переориентироваться на внутренний рынок и в Азию, как это сделала нефтяная отрасль страны. Де-факто «Газпром» скатывается на грань финансовой катастрофы. Согласно прогнозу экспертов Института энергетических исследований РАН, убытки «Газпрома» в 2025 году составят 1 трлн рублей.

Проблем у всех масса, и только у Минфина России все по-прежнему – тишь и благодать. Никаких перемен в подходах. Весь вопрос умещается в простые арифметические действия: вычитание и деление. Надо всего лишь ввести коэффициенты, корректирующие предыдущие показатели, и жизнь в стране наладится.

Все, как и предлагал в свое время известный литературный персонаж: «Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все, да и поделить…».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Путин: Таможенные сборы за первое полугодие 2024 года выросли на 500 млрд руб.

Путин: Таможенные сборы за первое полугодие 2024 года выросли на 500 млрд руб.

0
1337
Швеция решила передать Украине резервные электростанции

Швеция решила передать Украине резервные электростанции

0
1022
Граждане стали сами себе девелоперами

Граждане стали сами себе девелоперами

Анастасия Башкатова

Семьям приходится возводить жилье своими силами

0
1950
Правительство предложило Госдуме отказаться от госпропаганды в законах

Правительство предложило Госдуме отказаться от госпропаганды в законах

Иван Родин

Традиционные российские духовно-нравственные и семейные ценности нормативно не определены

0
2246

Другие новости