0
8592
Газета Я так вижу Интернет-версия

22.05.2024 16:10:00

Бюджетные мытарства

Леонид Крутаков

Об авторе: Леонид Викторович Крутаков - экономист

Тэги: экономика, политика, бюджет, финансы, налоги


экономика, политика, бюджет, финансы, налоги На фото Леонид Крутаков. Фото из личного архива

20 мая на экспертном совете комитета Госдумы по бюджету и налогам был дан старт публичному обсуждению изменений налоговой системы страны. Предполагается, что корректировки в Налоговый кодекс будут приняты Госдумой после их обсуждения с представителями бизнеса и парламентариями в весеннюю сессию, то есть до 4 августа 2024 года.

Глава комитета Андрей Макаров охарактеризовал процесс обсуждения следующим образом: «Цель – сделать нашу налоговую систему более справедливой. Главное – сверить часы, оценить, насколько наши взгляды на то, что такое справедливая налоговая система, совпадают, какие цели она должна ставить».

В схожих терминах в апреле описал задачу Минфина и Антон Силуанов, когда сослался на президента, который «поставил задачу создания справедливости налоговой системы». Тогда на вопрос, что означает справедливость в налоговой системе, министр финансов ответил: «Справедливость означает, что кто больше зарабатывает, тот больше платит».

Вот тут как раз к налоговой системе страны большие вопросы. Вопросы эти очень вовремя сформулировали аналитики Sber CIB в своем обзоре налоговой нагрузки по сырьевому сектору. Начинают аналитики Sber CIB с того, что за последние 10 лет ключевые сырьевые компании заплатили в бюджет страны около 90 трлн рублей, из которых 96% (86,4 трлн руб.) приходится на нефтяные и газовые компании.

Медианный показатель налоговой нагрузки на нефтяные компании составил 76%. Самую высокую нагрузку несет «Роснефть» – 79%. Для сравнения у «Лукойла» нагрузка составляет 73%, а у «Татнефти» и «Газпром нефти» – 71%. Всего налоговый сектор обеспечивает около 30% от общего объема налоговых поступлений в бюджет, компенсируя по факту низкую налоговую нагрузку на другие отрасли.

К примеру, поступления от газовой отрасли намного ниже. За последние 10 лет нефтяные компании принесли в бюджет 67 трлн рублей налогов, а газовые – всего 22 трлн рублей. Налоговая нагрузка на НОВАТЭК составляет всего – 51%. У «Газпрома» она выше за счет временной надбавки к НДПИ и провала в объемах экспорта.

Газовая отрасль не предел мечтаний. Если нефть и газ в сумме за последние 10 лет дали 96% налоговых поступлений от ведущих представителей сырьевой отрасли страны, то на металлургию и удобрения, по выборке Sber CIB, приходятся оставшиеся 4% (3,6 трлн рублей из общей суммы в 90 триллионов). Медианный показатель налоговой нагрузки на производителей металлов и удобрений за последние 10 лет составил 24%. Самая высокая нагрузка у АЛРОСА – 38%, у Норникеля она – 25%, у Русала – 22%, Северстали – 20%, Фосагро – 20%, Мечела – 9%.

Аналитики Sber CIB прогнозируют (пытаются угадать намерения Минфина), что первыми кандидатами на рост налоговой нагрузки являются металлурги (в самом негативном сценарии до 39%). Но даже в этом случае уровень налогов горнодобывающего сектора все равно будет существенно ниже уровня нефтяников. При этом аналитики Сбера обходят в своих прогнозах роста налоговой нагрузки банковский сектор, хотя здесь находится наибольший ресурс для пополнения бюджета РФ.

По итогам прошлого года, банки страны заработали рекордные 3,3 трлн рублей. Прогноз прибыли банковского сектора по текущему году составляет 3,5 трлн рублей. Основной прирост прибыли в отрасли идет за счет роста чистой процентной маржи (разница между процентами по депозиту и кредиту). Прибыль из воздуха, которая не требует ни операционных усилий, ни роста кредитного портфеля.

В прошлом году чистый процентный доход банковского сектора России вырос на 43% (на 1,8 трлн рублей). На 20% выросли комиссионные доходы банков, то есть расходы банковских клиентов на финансовые проводки. То есть весь прирост идет за счет клиентов.

Сегодня банковский сектор России является основным бенефициаром западных санкционных ограничений де факто. Налоговая нагрузка на кредитно-финансовую сферу составляет всего 27%, основную ее часть дает налог на прибыль. При этом у нас в стране ставка этого налога одна из самых низких в мире – 20%. В странах с развитыми финансовыми системами она находятся в диапазоне 25-34%.

По подсчетам экспертов, сумма дополнительных доходов бюджета при доведении уровня налоговой нагрузки на банковский сектор до уровня нефтяной отрасли могла бы составить около 1,7 трлн рублей, а общие поступления налогов от банковской отрасли превысили бы 2,5 трлн рублей. Для понимания того, о каких суммах идет речь, достаточно сказать, что прогнозируемый Минфином дефицит бюджета в текущем году должен составить 1,4 -1,5 трлн рублей.

Следует особо отметить, что основной аргумент банковских лоббистов о некой особой социальной миссии банков (защита интересов простых вкладчиков) несостоятелен. С учетом существенный запас по регуляторным коэффициентам повышение налоговой нагрузки на банки не окажет негативного эффекта на соблюдение ключевых требований ЦБ. Норматив достаточности капитала в целом по сектору сегодня перевыполняется.

В общем, если говорят, что красота в глазах смотрящего, то налоговая справедливость в руках у мытаря. До принятия корректировок в налоговый кодекс еще есть время высказаться и представителям бизнеса, и парламентариям. О результатах узнаем 4 августа.


Читайте также


Большинству семей пока не до финансовой "подушки безопасности"

Большинству семей пока не до финансовой "подушки безопасности"

Анастасия Башкатова

Выросшие, согласно статистике, зарплаты устраивают россиян лишь частично

0
2350
Конгресс США предлагает Байдену заняться Тибетом

Конгресс США предлагает Байдену заняться Тибетом

Владимир Скосырев

Американские законодатели призвали власти КНР восстановить контакты с далай-ламой

0
1551
Аргентинский президент приступил к "шоковой терапии"

Аргентинский президент приступил к "шоковой терапии"

Данила Моисеев

Хавьеру Милею удалось добиться принятия Сенатом пакета радикальных реформ

0
2306
Константин Ремчуков. КНР в Центральной Азии: Си считает железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан стратегическим проектом

Константин Ремчуков. КНР в Центральной Азии: Си считает железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан стратегическим проектом

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 10 июня 2024 г.

0
2599

Другие новости