Фото Reuters
В Чили, самой далеко расположенной географически от России латиноамериканской стране, прошли президентские выборы. По их результатам победу одержала Жанетт Хара (за нее проголосовало 27% избирателей), а второе место занял представитель консервативной Республиканской партии Хосе Антонио Каст, давний поклонник генерала Аугусто Пиночета (у него 25%).
Остальные правые кандидаты получили меньшую поддержку электората. Эвелин Маттеи от коалиции «Чили, вперед!» набрала 13% голосов. Франко Париси от Партии людей досталось 18%, что стало своего рода сенсацией. Лидер Национальной либертарианской партии Йоханнес Кайзер получил 14%, причем он обещал чилийцам «точно такое же процветание, как в соседней Аргентине» при тамошнем президенте Хавьере Милее.
Теперь во втором туре, который состоится 14 декабря, только первые два кандидата смогут побороться за высший государственный пост.
Выборы в Чили имели важное значение не только для этой страны, но и для всего спектра политической мозаики Латинской Америки. После того как в США к власти пришел Дональд Трамп, понятия «левые» и «правые» серьезно девальвировались. Кандидаты от левых стали выдвигать явно правые некогда постулаты, а классические правые стали вдруг такими поборниками интересов простого народа, что даже сами избиратели пребывают все больше в смятении: за кого же голосовать, если все обещают одно и то же, но при этом представляют различные партии и движения?
Занявшая первое место на этих выборах представительница левых сил, член Компартии Чили Жанетт Хара считается продолжательницей политики действующего президента страны Габриэля Борича. Ему, согласно Конституции, запрещено баллотироваться на второй срок подряд (но через один срок – можно, если он того захочет).
Хара обещает повысить зарплату чилийцам, работающим официально, а не в теневом секторе, увеличить количество рабочих мест (безработица составляет около 13%, но для страны, где довольно много мигрантов из таких стран, как Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор и Боливия, это один из очень важных вопросов) и ввести более прогрессивную систему налогообложения для перераспределения средств из карманов богатых в пользу менее состоятельных граждан.
Чилийцы вполне обоснованно критически отнеслись к периоду правления молодого и энергичного президента левых взглядов. Борич хотя и частично вселил в них надежды на перемены, на деле стал проводить во многом схожую с позицией правых политику. К тому же ухудшилось экономическое положение страны, в то время как у тех государств, где руководство быстро переключилось на сотрудничество с США после прихода Трампа, дела вроде как стали выправляться.
В итоге перед вторым туром выборов шансы Хары на победу в целом невелики, потому как кандидаты от правых сил могут объединиться и поддержать Каста. Участвовавший в президентских выборах в третий раз, он обещает чилийцам крепкую дружбу и финансовое сотрудничество с США. «Я стану для вас новым Трампом, а это обеспечит процветание нашей страны», – заявил Каст на одном из предвыборных митингов.
Математически все вместе правые кандидаты гарантируют победу Касту. Но ему придется уже сейчас расписать важные министерские посты среди тех, кто его может поддержать во втором туре. Маттеи, отец которой служил у Пиночета, уже участвовала в президентских выборах в 2013 году и занимала ряд постов в правительстве бывшего президента Себастьяна Пиньеры. Теперь она претендует на пост министра экономики с весьма широкими полномочиями сделать из Чили «новые Соединенные Штаты а-ля Трамп».
Также любопытно, что на опыт Трампа в своих речах перед выборами стала ссылаться и Хара, хотя она и считает его популистом. Тем не менее многие его решения Хара оценивает как верные, что практически гарантирует для новой власти в Чили весьма сильное влияние не только американской политики и экономики (а поставки на рынки США чилийской сельскохозяйственной продукции – один из важнейших элементов успешного экономического развития этой страны), но и личных отношений по линии Вашингтон–Сантьяго.
Что касается России, то нынешнее руководство Чили, о чем не очень любят рассуждать наши дипломаты и политики, полностью поддерживает санкции против Москвы из-за СВО на Украине. В рядах украинской армии воюет примерно пара сотен чилийцев – отставных военных, в том числе сержантов и унтер-офицеров. Чили выступает с критикой политики РФ в отношении Кубы и Венесуэлы, не признавая Николаса Мадуро ее законным президентом. С февраля 2022 года прекращены все контакты официальных лиц Чили с российскими министерствами и ведомствами. Экономическое сотрудничество с этой страной у РФ сохраняется минимальным, хотя в московских супермаркетах и ресторанах по-прежнему можно встретить чилийские вина и лосося.
В связи с этим можно утверждать, что, кто бы ни победил во втором туре выборов в декабре, президентом Чили станет сторонник тесного сотрудничества с Соединенными Штатами и противник союзников России в Латинской Америке.

