Фото Reuters
На днях большое число нелегальных мигрантов попыталось прорваться из Чили на перуанскую территорию. Однако такие попытки были пресечены силами перуанских полицейских и военных. В итоге исполняющий обязанности президента Перу Хосе Энрике Хери (после того как Конгресс республики объявил импичмент его предшественнице Дине Болуарте) принял решение о введении чрезвычайного положения в пограничном перуанском департаменте Такна. Эта мера включает масштабное развертывание вооруженных сил на перуано-чилийской границе с целью не допустить прорыва в Перу мигрантов из ряда латиноамериканских стран, которые нелегально работали в Чили.
Основной причиной массового исхода из Чили мигрантов послужили недавние заявления кандидата в президенты Хосе Антонио Каста. Указанный ультраправый политик и поклонник чилийского диктатора Пиночета, который занял второе место в первом туре президентских выборов в Чили (состоявшемся 16 ноября) и которому прочат победу во втором раунде голосования, очень резко высказался в отношении массового присутствия в стране мигрантов-нелегалов.
Заявив о своей приверженности политике американского президента Трампа в данном вопросе, Хосе Каст публично объявил, что если нелегальные мигранты не уедут добровольно на родину, то будут арестованы. Каст пообещал после своей победы на выборах принять жесткие меры в отношении нелегальной миграции и предложил квалифицировать ее как уголовное преступление.
В своем аккаунте в одной из социальных сетей новый перуанский руководитель Хери отметил, что введение чрезвычайного положения в департаменте Такна – это только первый шаг и что в дальнейшем присутствие перуанских военнослужащих на границе с Чили будет только наращиваться. При этом он призвал компетентные чилийские власти незамедлительно начать политический диалог с Лимой «во избежание дальнейшей эскалации напряженности в перуано-чилийских отношениях».
Министр общественной безопасности Чили Луис Кордеро, в свою очередь, признав факт концентрации большого числа не имеющих никаких документов мигрантов на чилийско-перуанской границе, выразил сожаление, что перуанские власти не позволяют им вернуться на родину через территорию Перу.
На этом фоне общая напряженность в отношениях между Перу и Чили продолжает расти. Ряд сенаторов Национального конгресса Чили осудили действия Лимы, назвав их «антигуманным произволом». По их мнению, перуанская сторона без веских причин милитаризирует границу, вместо того чтобы совместно с властями Боливии, Колумбии, Венесуэлы и других латиноамериканских стран, откуда в Чили прибыли мигранты, как можно скорее решить вопрос с их возвращением на родину.
На днях заместитель чилийского министра иностранных дел Глория де ла Фуэнте вызвала посла Перу в Сантьяго и выразила ему протест «в связи со спорными заявлениями Лимы относительно миграционного кризиса и нелестных высказываний о чилийском президенте Бориче». Вскоре после этого в МИД Перу был вызван посол Чили в Лиме. Ему, в свою очередь, был выражен протест «в связи с отсутствием сотрудничества с чилийской стороны в урегулировании миграционного кризиса». Было подчеркнуто, что невыполнение чилийскими властями своих обязанностей по сдерживанию потока мигрантов с целью не допустить их проникновения на перуанскую территорию грозит превратить проблему в реальный конфликт.
Международные наблюдатели также не исключают, что нынешняя напряженность на перуано-чилийской границе чревата перерастанием в более серьезный политический конфликт между Лимой и Сантьяго. С таким мнением, в частности, согласны эксперты перуанского независимого портала Inti Diplomatic S.A.C. Подобный конфликт, считают они, неизбежно повлечет за собой негативные последствия для двусторонних экономических отношений, поскольку пострадают такие критически важные сферы, как торговля, инвестиции и туризм. При этом в первую очередь пострадает Перу.
К попыткам урегулировать ситуацию подключились власти Венесуэлы и Эквадора, а также международные НПО. Они предложили открыть гуманитарные коридоры для беспрепятственного возвращения мигрантов на родину и призвали правительства Чили и Перу снизить напряженность в двусторонних отношениях и соблюдать международное право в области миграции. Каракас даже предложил чилийским властям разрешить венесуэльским транспортным самолетам приземлиться в районе концентрации мигрантов с целью вывезти на родину венесуэльских граждан.
Массовое и ускоренное прибытие в Чили мигрантов из стран Южной Америки и Карибского бассейна за последнее десятилетие значительно изменило общество, экономику и политический ландшафт страны. Чили, которая традиционно была страной эмиграции, в последние годы стала конечным пунктом миграционных потоков в регионе. В течение последних 10 лет число иностранных мигрантов в стране увеличилось вдвое.
Это имело множество негативных последствий: значительное увеличение нагрузки на государственные институты здравоохранения и соцобеспечения, рост преступности среди мигрантов и, как результат, усиление враждебности и ксенофобии по отношению к иностранцам.
Неудивительно, что проблема мигрантов стала одной из центральных в предвыборной кампании ряда кандидатов на пост президента Чили. Не стал исключением и ультраправый кандидат Каст, заявления которого о нелегальных мигрантах даже привели к кризису в отношениях с соседней Перу.
Пока же напряженность на границе между Чили и Перу продолжает расти. Уже отмечаются столкновения мигрантов с перуанскими полицейскими и военными. Однако Лима пока стоит на своем и заявляет, что не допустит проникновения иностранных мигрантов на свою территорию. В связи с этим власти Сантьяго также направили свои войска на границу с Перу.


