Имя президента на прошедшей неделе поминалось часто. Дмитрий Медведев постоянно дает информповоды для политических прогнозов и ожиданий. В отличие от Владимира Путина, которому приходится заниматься в основном раскидыванием накопленных денег для спасения то одной, то другой отрасли. И если бы не газовая война России с Украиной за Европу, то никто бы и не услышал от премьера новых крепких выражений по поводу горилки, сала и рубцов.
Однако медиаактивность Дмитрия Медведева, конечно, гораздо разнообразнее. Он указывает антикризисные цели правительству, критикуя его за медлительность. Силовикам президент ставит задачу участвовать в социальной политике государства. За всеми этими заботами и газовыми хлопотами глава государства не забывает и о своем поручении собственной администрации активно работать над демократизацией политической системы.
Президент РФ в самом начале прошлой недели раскритиковал правительство за медлительность и пристрастие к бумаготворчеству. Хотя и не нашел повода отругать исполнительную власть за какие-то стратегические провалы. Многие эксперты тут же принялись искать на фасаде стройного здания тандема трещинки. А когда даже спустя несколько дней реакции на медведевские замечания от кабинета министров не последовало, стало понятно, что здесь что-то не то. Так и произошло: вместо пустых оправданий Путин подписал бумагу, меняющую порядок межведомственного согласования документов. И все вздохнули с облегчением: тандем на месте, просто он в очередной раз разыграл некую спецоперацию.
Между тем на прошедшей неделе были подведены итоги еще одной комбинации этого тандема. Имеется в виду Послание президента Федеральному собранию. Тогда Медведев предложил не только исправить Конституцию, но и сделать 10 шагов по пути демократизации политической системы. Показательно, что инициативы, связанные со свободой слова – в том числе и для политических партий, – получили номера 9 и 10. По традиции их дают делам, осуществление которых не слишком обязательно. Именно так и вышло. И если одни медведевские законопроекты, связанные с партиями и выборами, уже в работе – в Думе или в администрации президента, то медийные откладываются на неопределенный срок. Более того, их вообще скорее всего не будет. Потому что, как оказалось, равный доступ всех политических сил к государственным СМИ из-за немногочисленности последних можно обеспечить без всяких законов. А обеспечить свободу прессе техническими способами – через активизацию интернета и развитие цифрового телевидения – задача даже не завтрашнего дня, а гораздо более дальней перспективы. Потому что без достаточного количества денег у потребителя информации, то есть российского народа, такие проекты всегда будут лишь прожектами. А денег, как известно, в России сейчас не хватает всем и на более насущные нужды.
Впрочем, Дмитрий Медведев сразу же после новогодних каникул, по окончании которых многие граждане увидели квитки с окончательным расчетом, продемонстрировал, что вполне понимает ситуацию. Поэтому, забыв о цифровом телевидении, президент поручил Генеральной прокуратуре заняться трудовыми конфликтами. Теперь представителю государства можно будет выступать стороной в судебных процессах – причем защищая обиженных людей труда. Более того, по заявлениям последних прокуроры получат право подавать иски в суд. Любопытно, что скорее всего давление воодушевленных прокуроров, которых президент на это публично благословил, в первую очередь испытает прежде им столь любимый малый бизнес. Ведь именно в этой сфере формальностям при найме на работу уделялось минимум внимания.