0
2654
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

31.03.2019 17:14:00

Мир прощается с Аньес Вардой...

Кирилл Серебренников продолжает получать награды

Наталия Григорьева

Об авторе: Наталия Григорьева – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: кинопремия, ника, кирилл серебренников, мировой кинематограф, аньес варда


кинопремия, ника, кирилл серебренников, мировой кинематограф, аньес варда Фото Thomas Niedermueller/Getty Images

Подходит к концу сезон российских кинопремий – на прошедшей неделе награды раздавали Ассоциация продюсеров и российская академия кинематографических искусств «Ника». Первую церемонию принято сравнивать с американской премией «Эмми», так как награждают продюсеры прежде всего телевизионные проекты – среди номинантов в этот раз фигурировали такие сериалы, как «Годунов», «Кровавая барыня», «Крепость Бадабер», «Ольга», «Обычная женщина», «Звоните ДиКаприо!» и «Домашний арест», который в итоге стал абсолютным триумфатором. Проект, придуманный Семеном Слепаковым и снятый Петром Бусловым, – про мэра провинциального городка, попавшегося на взятке и оказавшегося под домашним арестом в коммуналке, где он прописан, – завоевал восемь статуэток, в том числе за актерские работы, сценарий, режиссуру и как лучший комедийный сериал.

Отметили «Домашний арест» и на 32-й «Нике», правда, конкурентов на кинопремии у этого телешоу и вовсе не было – вручили почетный приз «За достижения в искусстве телевизионного кинематографа». По иронии немало призов досталось «Лету» Кирилла Серебренникова, все еще находящемуся под реальным домашним арестом, – картину отметили за работу звукорежиссера, за монтаж (новая для «Ники» категория) и за режиссуру. Кроме того, открытием года стал Рома Зверь, сыгравший главную роль и поработавший над саундтреком. Все выходившие получать награду за «Лето» создатели фильма – а также и несколько победителей в других категориях – обратились к отсутствующему Серебренникову со словами поддержки, а продюсер Илья Стюарт в очередной раз выразил надежду, что следующие призы режиссер будет получать сам.

Остальные награды распределили весьма предсказуемо: лучшей актрисой второго плана назвали Елену Кореневу за «Ван Гогов», актером – Юрия Кузнецова, сыгравшего в «Человеке, который удивил всех». Приз за женскую роль получила юная Марта Козлова, сыгравшая в «Войне Анны» Алексея Федорченко, а лучшими актерами признаны сразу двое – Евгений Цыганов («Человек, который удивил всех») и Алексей Серебряков («Ван Гоги»). Также наградили художников Елену Окопную («Довлатов») и Татьяну Патрахальцеву («История одного назначения»), оператора Юрия Клименко и композиторов Леонида Десятникова и Алексея Сергунина («Ван Гоги»), фильмы «Хрусталь» Дарьи Жук и «Знаешь, мама, где я был?» Левана Габриадзе. Премию «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова в этом году присудили режиссеру Отару Иоселиани. Приз за лучший сценарий получила картина «История одного назначения», а фильмом года стала «Война Анны».

Что касается мирового кинематографа, то он на прошедшей неделе понес поистине невосполнимую потерю – в возрасте 90 лет скончалась режиссер Аньес Варда. В кино ее привел интерес к фотографии, который не угасал на протяжении всей жизни – в картинах Варды художественный вымысел нередко соседствует с документальными кадрами. Вдохновленный фотосъемкой рыбацкого городка первый фильм Варды «Пуэнт-Курт» (1955) принято считать предтечей французской новой волны, да и остальные ее работы стилистически всегда были близки именно этому течению кинематографа. Будь то «Клео от 5 до 7», рассказывающий о двух часах жизни певицы, ожидающей результатов анализов, или «Счастье», рисующее под музыку Моцарта и в нежных импрессионистских цветах тревожный портрет мнимого семейного благополучия, или же «Одна поет, другая нет» – ранний гимн феминизма, о судьбе двух женщин и их дружбе вопреки. Продолжает эту тему режиссер и в фильме «Без крыши, вне закона», повествующем о жизни и смерти бездомной героини Моны, о ее одиночной борьбе с диктующим свои правила обществом и вечном тщетном стремлении к свободе. Именно этот фильм принес Варде «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля в 1985 году и приз федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, а сыгравшей главную роль Сандрин Боннер – премию «Сезар».

Аньес Варда – обладательница нескольких наград Каннского кинофестиваля, призов Берлинского и Венецианского смотров, почетного «Оскара». На прошедшем в феврале 2019 года Берлинале она представила свою, как оказалось, последнюю работу – документальную ленту «Варда глазами Аньес». Снятый в форме лекции фильм-прощание, в котором режиссер проходится по страницам своей творческой биографии, с юмором, самоиронией и нежностью разбирает собственные картины, невольно оставляя бесценные подсказки и наставления всем будущим поколениям кинематографистов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Удар Ирана по Израилю может помочь Украине

Удар Ирана по Израилю может помочь Украине

Геннадий Петров

Байден предлагает, учитывая события на Ближнем Востоке, ускорить выделение финансирования союзникам Соединенных Штатов

0
1633
Продажу оружия Израилю пытаются приравнять к геноциду

Продажу оружия Израилю пытаются приравнять к геноциду

Геннадий Петров

Никарагуа через суд пробует прекратить германские поставки еврейскому государству

0
2003
Как приготовить плов и жизнь

Как приготовить плов и жизнь

Вардван Варжапетян

О волшебных частичках, составляющих коллаж реальности

0
5744
В зоне интересов "Оскара-2024" оказался "Оппенгеймер"

В зоне интересов "Оскара-2024" оказался "Оппенгеймер"

Наталия Григорьева

Кристофер Нолан, его фильм и снявшиеся в нем актеры стали лучшими

0
10618

Другие новости