На только что закончившейся сессии Совета НАТО в Брюсселе развивавшаяся в последние недели интрига по наделению России правом равного шумно завершилась. В самый последний момент руководство НАТО решило воздержаться от того, чтобы разрешить России участвовать в святая святых политического клуба - принятии консолидированных решений. В итоговом коммюнике постановили: "От революционных решений воздержаться. НАТО следует сохранить свою прерогативу делать заключения по главным вопросам, связанным с обязательствами и ответственностью, узким кругом 19 доверенных членов. Создание группы "двадцати" отложить до лучших времен. России разрешить участвовать лишь в обсуждении отдельных проблем".
Правда, по всем этим вопросам на сессии звучали диаметрально противоположные мнения. Французский министр иностранных дел Юбер Ведрин настаивал, что условия для принятия группой "двадцати" всех решений, включая самое деликатное - создание европейской ПРО, - вполне созрели. Другие же дипломаты, напротив, указывали России "на заднюю дверь" и предлагали "допускать ее к натовскому столу только по миротворческим вопросам". Большинством голосов сошлись на том, что "инициативы британского премьера Тони Блэра были слишком преждевременными". Американцы, несколько недель назад инициировавшие эту дискуссию, поставили в ней последнюю точку: несмотря на лояльность, проявленную Россией в отношении Америки в критический момент борьбы с терроризмом, благодарить ее правом равного партнера НАТО рано.
Как всегда, американская интрига подразумевала многоходовку. Памятуя о том, что перед первой волной расширения подписанный с Россией Основополагающий акт создал благоприятную атмосферу согласия, решили и на этот раз повторить успех, предоставив России нечто вроде компенсации. Тем более что расширение может оказаться не волной, а "девятым валом". Впервые на сессии было наконец-то со всей прямотой объявлено и зафиксировано в итоговом коммюнике, что в ноябре будущего года в Праге альянс пополнится девятью новыми членами. Президент Буш и другие натовские "гранды" тогда вполне могли бы претендовать на роль великих перекраивателей Европы.
Против форсированного сближения НАТО с Россией в США в последний момент созрела оппозиция. Пентагон и конгресс решительно выступили против, сославшись на то, что Россия будет "мутить воду", нарушая главный натовский принцип - "консолидированность решения". Поэтому стоит пока что оставить ее за рамками процесса принятия решений. К тому же требование России изменить натовскую позицию по чеченскому вопросу показалось чрезмерным. Раздражение вызвали и попытки Москвы интерпретировать высказывания натовских лидеров по Чечне в свою пользу. А массированный российский десант в Кабул был и вовсе воспринят Вашингтоном почти как повторение маршброска на Приштину. Американское руководство усмотрело в этом стремление "действовать сепаратно". Натовскому коллективу такая самостийность не подошла.