0
786
Газета В мире Интернет-версия

15.12.2001 00:00:00

"Выход США из договора по ПРО был бы откатом назад"

Тэги: британия, парламент, депутаты


- Господин Ллойд, можем ли мы считать, что между США и Великобританией возникли разногласия по поводу операции в Афганистане? Например, начальник генштаба сэр Майкл Бойз высказал сомнения в целесообразности распространения боевых действий на Ирак.

- Прежде всего в антитеррористический альянс входят не только Великобритания и США. Его состав гораздо шире. Российское правительство также его поддерживает. Разумеется, могут возникать разногласия по отдельным вопросам, касающимся проведения операции. Но мы должны добиваться того, чтобы правительство в Афганистане на самом деле представляло афганский народ. Ввиду массового нарушения прав человека "Талибаном" международное сообщество не может просто оставить Афганистан, как оно это сделало 10 лет назад. Сам афганский народ, да и весь остальной мир, включая Россию, нуждается в стабильном Афганистане.

- Считаете ли вы, что уже имеется достаточно доказательств вины бен Ладена в терактах 11 сентября? Каково отношение британского общественного мнения к этому вопросу?

- Я думаю, что у тех, кто занимается этим вопросом всерьез, осталось мало сомнений на этот счет. Следы ведут прямо к бен Ладену и "Аль-Каиде". И это не просто эмоциональная логика. Было бы безумием в нынешней ситуации заниматься людьми, не имеющими к этому отношения. Хороши бы мы все были, если бы стали наказывать бен Ладена в то время, как настоящие преступники, ответственные за 11 сентября, пили бы водку во Флориде. Я не сомневаюсь в вине бен Ладена, да и он сам взял на себя ответственность в своих интервью. Я думаю, что и британское общественное мнение в основном поддерживает мнение британского правительства. Британцы осознают, что международное сообщество выступает против терроризма, чтобы сделать мир более безопасным. Ведь и москвичи знают, что такое террор.

- В США принимаются беспрецедентные меры безопасности. Как выглядят подобные шаги в Великобритании и какова общественная реакция?

- В Британии не будут приниматься такие же меры, как в США. У нас совершенно другая правовая система и абсолютно иная культура. Например, в США для суда над террористами будут использовать военные трибуналы, что уже вызывает протест. У нас же такое вообще невозможно. Вместе с тем мы больше всего озабочены созданием правовых средств для борьбы с террористами, обеспечив при этом законные права и свободы как для британских граждан, так и для иностранцев.

Я опасаюсь, как бы правительство не вышло за рамки закона. Что произойдет тогда в нашей стране? Закон будет пересмотрен. Трудность в том, что мы находимся в состоянии большой неопределенности. Мы ведь не знаем, кто и как собирается наносить террористические удары. Но нам следует сделать все возможное, чтобы усовершенствовать наши службы безопасности, улучшить взаимодействие между ними. Мы не имеем права пассивно дожидаться атак террористов, чтобы лишь затем отвечать на них.

- Каковы шансы принятия обновленного закона по борьбе с терроризмом, преступностью и по мерам безопасности?

- В среду законопроект поступил из палаты лордов в палату общин. Могу сказать, что у меня есть сомнения по поводу закона. В демократическом обществе нужно очень четко соблюдать баланс между обеспечением личной безопасности граждан и сохранением основных прав и свобод. Безопасность, конечно, важна, но это не оправдывает нарушения гражданских свобод. Думаю, что каждое новое поколение в обществе должно вновь обсуждать эту тему. Сейчас моя страна как раз находится в процессе дебатов.

- В последние дни с особой остротой встал вопрос о Договоре по ПРО. Каким вы представляете себе ответ России на возможный выход США из этого договора?

- Могу выразить сугубо личное мнение. Я озабочен тем, как американцы продвигаются к созданию противоракетной обороны. Их выход из Договора по ПРО был бы откатом назад. Я надеюсь, что американцы будут серьезно рассматривать все возможные последствия этого шага. Наш мир с таким количеством ядерного оружия все еще остается очень нестабильным. Возможно, нам стоит еще раз взвесить пути сотрудничества. После 11 сентября стало ясно, что военное сотрудничество - главное средство в борьбе с терроризмом. Мы все - партнеры в этой борьбе. Односторонний выход их этого договора может быть расценен как игнорирование интересов остальных партнеров.

- Господин Ховард, какие у вас наиболее сильные впечатления от встреч с депутатами Госдумы?

- Я в России впервые. Мое основное впечатление сводится к тому, что мы здесь сосредоточились на ряде вопросов, с которыми придется иметь дело в ближайшем будущем. Это - вступление России в ВТО, расширение НАТО, новые отношения России с Великобританией и Западной Европой в целом, которые остаются достаточно сложными. Одна из целей визита состояла в том, чтобы расширить взаимопонимание между парламентариями. Я думаю, что нам удалось сделать несколько небольших шагов в позитивном направлении. Надеюсь, что в дальнейшем межпарламентское сотрудничество удастся строить так, чтобы оно приносило взаимную пользу для обеих стран.

- Как вы думаете, удастся ли британским властям усилить меры безопасности и секретности по примеру США?

- Закон, который обсуждается в эти дни парламентом, воспринимается в Великобритании как весьма спорный. Он разрешает задерживать на более длительный срок подозреваемых в террористических действиях. Он также подразумевает высылку из страны иностранцев без обращения к британскому правосудию в случае, если существуют разведданные об их связи с террористами. Некоторые группы правозащитников выступают против усиленных мер безопасности. Но в целом общественное мнение склоняется к тому, что нужно сделать все необходимое для безопасности людей. Мне кажется, среди британцев превалирует мнение, что в это необычное время следует найти должный баланс между гражданскими свободами и способами обезопасить нашу жизнь.

- Палата лордов пока не одобрила поправки к закону по борьбе с терроризмом, преступностью и по безопасности. Он пройдет в парламенте?

- Палата лордов не отклонила закон в целом. Она сделала массу поправок. Часть из них будет принята правительством, в то же время многие из них явно не пройдут. Это означает, что билль будет еще некоторое время циркулировать между двумя палатами. Но я надеюсь, что правительству удастся добиться его принятия до Рождества.

- Великобритания не присоединилась к зоне евро. Какие экономические и политические последствия это может иметь?

- Мы - полноправные члены ЕС и единого европейского рынка. Но в процессе экономической интеграции необходимо строго следить, чтобы должным образом учитывались британские интересы. Тогда мы сможем решить, присоединяться ли нам к этой зоне или нет. При этом мы знаем, что наш опыт участия в валютных механизмах в начале 90-х годов был не самым удачным. Наше правительство в принципе - за присоединение к зоне евро. Но мы должны сначала добиться благоприятных экономических условий для этого. По этому вопросу у нас будет референдум. Мой прогноз таков: если экономическая ситуация окажется подходящей, то логика будет в пользу евро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
431
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
470
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
766
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
392

Другие новости